Звездный полк

21 апреля 2016 10:43

Заметки к фотографиям 1977-1978 годов о службе в единственной в СССР авиационной части

Дежурил в штабе эскадрильи, где готовили космонавтов

После стерлитамакской «учебки» в ноябре 1977 года я прибыл на подмосковный военный аэродром Чкаловский, где служил ровно год в 70-м отдельном испытательно-тренировочном полку особого назначения.

Полк носил имя Героя Советского Союза Владимира Серёгина, погибшего при выполнении учебного полета с Юрием Гагариным, и непосредственно подчинялся Минобороны и Центру подготовки космонавтов. Полк имел четыре эскадрильи самолетов, в том числе Ту-104 (на них проводились испытания на кратковременную невесомость). Меня зачислили в 3-ю, где на чешских Л-29 летали только герои космоса и летчики из соцстран по программе «Интеркосмос». Я служил дежурным эскадрильного технического здания (ЭТЗ), где находился штаб эскадрильи и где проходили подготовку к полетам летчики-инструкторы и космонавты.

Опытные летчики помнили Юрия Гагарина, всех членов первого набора космонавтов. А замкомандира эскадрильи подполковник Анатолий Колосов в свое время даже учил Юрия Алексеевича, тогда курсанта Оренбургского училища, летать на реактивных самолетах. (О Колосове я писал в «ИГ» 11 апреля 2014 года. Эту публикацию можно найти в Интернете среди немногих об истории полка, который расформирован 15 мая 1995 года. – П. Р.).

Командир выращивал на подоконниках помидоры

Помимо фотоснимков со службы, открыток с автографами космонавтов, у меня сохранились три полетных листа, взятых на память. Вот один из них: за световой день в апреле 1977 года командир звена майор Ткаченко и полковник Борис Волынов совершили четыре контрольных полета для выполнения упражнений.

Автограф космонавта Бориса Вольнова

Борис Валентинович в том году готовился к новым полетам. Красавец-полковник подъезжал к штабу на черной «Волге» всегда в хорошем настроении, вызывая восхищение молодых летчиков-инструкторов. Однажды я попросил его расписаться на почтовой открытке. Майор Ткаченко, «вывозивший» его в небо, запомнился невысоким, коренастым, подолгу говорившим по служебному телефону.

Командир эскадрильи Валентин Есиков отличался тем, что круглый год выращивал помидоры на подоконниках ЭТЗ, заставляя меня их поливать, а летом выносить ящички «на воздух». Это увлечение не мешало ему быть «летчикомснайпером» (высшая квалификация летчика).

Основатель отряда космонавтов Николай Каманин в своих дневниках «Скрытый космос» отмечает всех четырех комэсков, в том числе и Есикова: «Хорошо работают».

При летчиках из соцстран просили не выражаться

Сохранилась моя увольнительная записка для прохождения в поселок Чкаловский и Звездный городок от 23 декабря 1978 года . В Звездный надо было ехать с чкаловской платформы на электричке. В будние дни делать там было нечего, и мы предпочитали чкаловские кафешки, где ели мороженое. А на праздниках в Звездном городке, где космонавты были в гражданской одежде, с ними можно было запросто сфотографироваться. Так оказалось в моей папке фото с генералмайором авиации Андрианом Николаевым, а затем с подполковником Владимиром Джанибековым. К отдыхающим космонавтам, которые были в штатском (а Владимир Александрович даже в спортивном костюме) мы подошли 12 апреля 1978 года.

Космонавтов, прилетающих после выполнения задания, всегда торжественно встречают на Чкаловском аэродроме. Серёгинский полк стоял в оцеплении. Вот фото встречи Владимира Джанибекова и Олега Макарова после первого полета в январе 1978 года. Владимир Александрович смотрит на красавицу-жену.

Конечно же, это фото делали не фотолюбители, а штатный фотограф полка капитан Марщиков. Уходя на дембель, мы за символическую плату купили у него по нескольку снимков с Чкаловского аэродрома. На память…

С 1977 года в эскадрилье начали готовиться к полетам будущие космонавты и их дублеры из социалистических стран: Владимир Ремек (Польша), Мирослав Гермашевский (Чехословакия), Зигмунд Иен (ГДР). Их встречу на подмосковном аэродроме после космических полетов в 1978 году наш призыв еще застал. Всего же в программе «Интеркосмос» участвовали 14 человек. На построении эскадрильи полковник Есиков предупреждал: «Ведите себя культурно, матом не выражаться: Европа всё же…»

Позже стали летать на Л-29 и представители Азии и Кубы. Попробую не сделать ошибки в имени и фамилии монгольского космонавта: Шугдэрдэмидийн Гуррагча. Симпатичный парень, в отличие от друзей по Варшавскому договору сделал после полета карьеру на родине, дойдя в 90-е до поста министра обороны МНР.

Это только несколько фотографий и вырезок из моего солдатского серёгинского «альбома». Но про ликвидированный полк почему-то так мало написано… 

Справка:
Борис Волынов – дважды Герой Советского Союза, член первого отряда космонавтов. Дважды побывал в космосе. Уволен в запас и отчислен из отряда космонавтов по возрасту в мае 1990 года.

Справка:
Андриан Николаев – дважды Герой Советского Союза. Космонавт № 3. 11- 15 августа 1962 года совершил первый полет на корабле «Восток-3», второй – 1- 19 июня 1979-го вместе с Виталием Севастьяновым на «Союзе- 9».

Владимир Джанибеков – дважды Герой Советского Союза, совершил четыре космических полета.

Олег Макаров – дважды Герой Советского Союза, трижды поднимавшийся в космос. Умер 28 мая 2003 года от инфаркта.

17 апреля 1978 года. Чкаловский аэродром. Владимир Джанибеков (слева) и Олег Макаров после первого полета в космос.

Читайте также
Шествие по местам, где "Русью пахнет"
Генеральный директор «Т Плюс» обсудил с губернатором Ивановской области подготовку систем теплоснабжения к зиме
Появятся ли в Юрьевце открытый бассейн и созерцательный сад?