Ухудшение ситуации на рынке менеджеры связывают прежде всего с кризисом и снижением покупательской способности клиентов. Немалую роль сыграло и повышение цен на автомобили.
- У всех дилеров нашей марки в среднем цены выросли на 30-40% за год, – говорит менеджер отдела продаж ивановского салона «Автотехцентр Рено» Максим. – Это большое повышение: ранее цены за тот же период повышались процентов на 5-10.
ШТРИХ |
По характеристикам размера кузова, степени комфорта выделяют шесть классов автомобилей: «А», «В», «С», «D», «E» и «F». Класс «F» является представительским: на таких машинах разъезжают крупные бизнесмены, политики, звезды эстрады. |
На снижение объемов продаж некоторых марок автомобилей повлияло и повышение ставок по кредитам.
Опрос менеджеров различных автосалонов показал, что сейчас наибольшим спросом пользуются бюджетные варианты.
- По нашей марке «Фольксваген» идут в основном машины за 550-600 тысяч рублей, – говорит менеджер по продажам автосалона «Радар Групп» Дмитрий Смирнов. – Сегмент в миллион рублей спросом не пользуется. Зато повысился спрос на кроссоверы, которые стоят более полутора миллиона.
Примечательно, что рост продаж в премиум-сегменте (представительский класс) наблюдается и по другим автосалонам и маркам машин. Менеджеры связывают это с тем, что автомобили премиум-класса переходят уже в разряд недвижимости, то есть становятся предметом вложения денег в период кризиса.
Продавцы автомобилей отмечают и сезонные колебания спроса. «Как правило, подъем приходится на весну и осень. Пик – октябрь. Но в этом году ни о каком росте не было и речи», – замечает Дмитрий Смирнов. По мнению участников рынка, в декабре ожидается еще большее снижение объемов продаж, поскольку зимой падение спроса традиционно. Исключением был, пожалуй, прошлый год, когда, по словам менеджеров, в начале зимы наблюдался ажиотаж, связанный с покупкой автомобилей. Эксперты связывали это с повышением курса доллара. Сейчас большим спросом продолжают пользоваться отечественные автомобили – снижение объемов продаж на них значительно ниже.
- Самыми покупаемыми в этом году были автомобили «Лада». Спрос на них упал всего на 10-15 процентов, – говорит Юлия Плужникова, секретарь отдела продаж салона «Автоэкспресс». Для сравнения: снижение объемов продаж иностранных марок достигло 30-40 и более процентов.
Ситуация на региональном авторынке не противоречит общероссийской тенденции (хотя в целом по стране цифры спада еще более крупные). Так, по данным «Российской газеты», самой популярной маркой в стране остается АвтоВАЗ: в ноябре снижение по сравнению с тем же периодом 2014 года составило 29%. На второй строчке оказался Hyundai, на третей – Kia, на 4-м месте – Renault, а замыкает пятерку лидеров Toyota (снижение на 53%).
Между тем эксперты центральных СМИ не исключают, что в 2016 году возможен рост российского авторынка. В Минэкономразвития ожидают, что рост цен на нефть позволит в 2017-2018 годах продажам автомобилей вернуться на прежний уровень.
КСТАТИ |
По данным «Российской газеты», с января по ноябрь в России был продан 1 миллион 454 тысячи легковых машин, что на 34,5% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. При этом в ноябре продажи рухнули на 42,7% – автодилеры реализовали всего 131 тысячу машин. |