Отказались и от Сталина, и от Молотова
После прекращения государственной поддержки сельского хозяйства с развалом СССР сельхозпредприятия рушились одно за другим. Примечательна в этом отношении судьба колхозов, носивших имя «Россия». Их в регионе было шесть. Три прекратили существование, два хозяйства – в Приволжском и Шуйском районах – сменили названия. «Россия» осталась только в родниковском селе Острецово. Это удивительно еще и потому, что в свое время все юридические лица, использовавшие название страны, облагались немалым налогом.

Олег Барашков проводит инструктаж с механизаторами перед их выездом в луга.
- Но наше правление решило сохранить историческое название, – вспоминает председатель колхоза Олег Барашков, – и почти все 90-е годы, вплоть до отмены нелепого закона, мы платили за него в казну, хотя лишних денег у хозяйства никогда не было.
Почетный работник агропромышленного комплекса Олег Барашков руководит «Россией» 29 лет и прекрасно помнит то время. Уроженец Комсомольска, он окончил ветфак ИСХИ, после распределения работал в Костромской области, служил в армии и приехал в Острецово 30 лет назад.
Одна из традиций «России», образовавшейся в 1961 году, после объединения колхозов имени Молотова и Сталина, – ставка на свои силы, поддержание хозяйства на крепком среднем уровне, считает председатель. «Россия» в районе не считалась «маяком», богатым сельхозпредприятием, но никогда и не падала в экономическую яму. Всегда развивалась неторопливо, но поступательно. Так было и при Барашкове.
Еще 20 лет назад в колхозе построили мясоперерабатывающий цех, а в последние годы обновили отечественной техникой машинно-тракторный парк, построили современный телятник, начали реконструкцию фермы. Сегодня здесь 2600 гектаров пашни, 460 дойных коров ярославской породы (а всего КРС-1130). Надой молока в прошлом году составил 5194 килограмма и с начала этого года растет.
«Россия» имеет статус племенного репродуктора по коровам ярославской породы, а также семенного зернового хозяйства. Это одно из немногих и картофелеводческих сельхозпредприятий региона. Здесь сохранили 142 рабочих места.
Провести газ обещают уже 30 лет
Мне показали сброшюрованные в книгу пожелтевшие машинописные листы с посевными планами «России» разных лет. Здесь указано всё: площади, состояние озимых, замеры почв…
- Да, почвы у нас не самые лучшие, – рассказал корреспонденту «ИГ» ударник нескольких пятилеток Александр Смирнов, имеющий 42-летний стаж работы на тракторе. – Но все руководители стремились к тому, чтобы люди не бежали в города за большими деньгами. Барашков пережил несколько кризисов в стране
.

Старейшина колхоза – Александр Смирнов - тоже в 90-е годы голосовал за имя «Россия».
- Еще одна традиция нашего хозяйства – сильные специалисты, – включается в беседу супруга механизатора Надежда Смирнова, 33 года бывшая председателем профкома. – Есть и опытные, есть и молодые. Я сама начала в Острецове трудовую биографию ветфельдшером…
Смирновы содержат большое подворье. Но коровы у них уже нет.
- Как нет? – поправляет Надежду Александровну муж. – У дочки есть буренка. Ирина живет рядом. Помогаем ее семье косить сено, по хозяйству. Она у нас медсестра. Мы все коренные, острецовские. Правда, я в соседней деревне родился, в шести километрах от села.
Смирновы гордятся тем, что колхоз носит имя «Россия». И верят, что всё будет хорошо – и у нашей великой страны, и у их малой родины. «Вот только просим провести в Острецово газ. 30 лет нам его обещают».
Над немецкой косилкой – наш триколор
Посевную «Россия» завершила 20 мая. Во время моего визита механизаторы на тракторной базе готовились к заготовке кормов. Дмитрий Ланцов во время весенне-полевых работ занимался боронованием почвы, подкормкой озимых и севом зерновых. Теперь готовит немецкую косилку Е-303 к зеленой жатве. На кабине косилки – российский флаг. Ланцов говорит, что никогда его не снимает:

Дмитрий Ланцов выводит свой немецкий кормозаготовительный комбайн под российским флагом.
- Никто не приказывал, нынче парторгов нет. Работа у нас тяжелая, а такие символы хорошее настроение создают, дух укрепляют. И еще есть причина для хорошего настроения: 27 мая у нас родилась дочка Ксюша. Теперь в семье двое детей.
Механизатор Дмитрий готовится получить высшее образование: заочно учится на агрофаке ИГСХА. Кстати, заканчивает сельскохозяйственный вуз и молодой тракторист Вадим Муницын, а еще один их коллега, Сергей Веселов, уже имеет диплом инженера-механика.
Праздника последней борозды в Острецове не будет. Некогда отмечать механизаторам и День России: 12 июня все они выедут на луга.
Фермы стоят… на болоте
Из 19 механизаторов шестеро живут за пределами территории колхоза. К примеру, Дмитрий Ланцов, счастливый отец новорожденной Ксюши, – в Тайманихе, где есть свой колхоз. Но, говорит, здесь у него друзья. Три года назад построили в Острецове современный светлый телятник с полной механизацией и беспривязным содержанием животных. Для этого два миллиона рублей пришлось вбухать в осушение болота, на котором он теперь стоит.

Пятеро переработчиков мяса ударно трудятся на казну «России».
Фермы тоже стоят в сырой низине. Доярки работают в малокомфортных, мягко говоря, условиях. Но после дневной дойки присели в бытовке и смеются: «Мы все праздники с доильными аппаратами отмечаем. Но рюмку чая за нашу «Россию» и страну дома всё равно выпьем».
А вот пятеро работников мясоперерабатывающего цеха выходные имеют, как в городе. Это самое стабильное подразделение «России». Почти все трудятся здесь по 15-20 лет.
Конечно, проблем в «России» хватает. Об этом свидетельствует многозначительная табличка на столе председателя: «Денег не дам!». Невеселая шутка… Хозяйство имеет прибыль, но о современном комплексе даже не мечтает. В этом году из-за снижения закупочных цен на молоко и роста тарифов, цен на ГСМ, запчастей прибыль тает на глазах. Нынче на покупку техники рассчитывать не приходится.
«Россия» надеется на лучшие времена…