Русский эстонец с душой моряка

29 мая 2015 11:43

Карл Соодам более 40 лет отработал на тезинском гидроузле № 1 и до сих пор живет здесь, на плотине – продолжает служить любимой реке

Дом с белыми колоннами

На территорию гидроузла за селом Сергеево Шуйского района путь преграждают шлагбаум и круглосуточная охрана. Это режимный объект. Но… прямо у шлюза живет в собственном доме скромный пенсионер с непривычной для наших краев фамилией – Соодам. И руководство Верхне-Волжскводхоза, и даже Министерство природных ресурсов РФ этому исключению из правил не препятствуют. Ведь Карл Соодам 42 года (!) отработал здесь на разных должностях, главным образом старшим гидротехником.

Сегодня в шлюз разве что моторка зайдет...

«Еще в 1990-е годы мне разрешили приватизировать этот дом, – поясняет хозяин. – Передали в собственность и участок земли, где мы с супругой Ольгой Владимировной ведем хозяйство. В январе я в 70 лет всё-таки ушел на пенсию. Приятно было получить к этой дате звание почетного работника водного хозяйства. На юбилей приехало много гостей из нашего ведомства, все руководители Верхне-Волжскводхоза.

Этот деревянный дом с белыми «помещичьими» колоннами – сама история Тезянской шлюзованной системы (ТШС). Он построен еще в 1910 году. Во время Первой мировой войны здесь жил офицер охраны шлюза.

30 лет назад по Тезе ходили теплоходы и баржи

Карл Иохансович разложил на огромном столе кипу фотографий, рассказывающих об истории Сергеевского гидроузла. Он – главный знаток и всей истории ТШС.

- Я пришел на гидроузел гидротехником в 1972 году, после нескольких лет работы матросом в Архангельском торговом порту, – рассказывает ветеран. – А два года спустя поселился здесь с семьей. Походил бы на флоте еще (все океаны ведь перевидал), но получил травму руки у берегов Африки – на тренировке, когда отрабатывали спуск шлюпки.

После этого Карл вернулся на родину, в Васильевское, где его ждала супруга. Поработал в сельском хозяйстве, но… морская душа рвалась к воде. И когда предложили место на шлюзе – не размышлял ни секунды.

- Я еще застал грузовое и пассажирское движение по Тезе, – вспоминает мой собеседник. – Работы тогда было много. Каждый день баржи и теплоходы через нас шли. В сезон на ТШЗ проводилось до 6 с половиной тысяч шлюзований! К примеру, в 1984 году по Тезе перевезли 840 тысяч тонн грузов и 80 тысяч человек. Туристов доставляли на теплоходах «Зарница» от Шуи до Холуя. От райцентра до нашего шлюза ходил даже теплоход типа «Москва».

Без лодки у реки не обойтись.

Дело это было ответственное. Члены маленького коллектива из четырех-пяти человек отвечали за жизнь экипажей и пассажиров. А Карл Иохансович многие годы руководил гидроузлом. Никаких ЧП за эти годы не было, все механизмы деревянного шлюза и плотины работали четко. Правда, однажды Теза взбунтовалась, самая настоящая буря по ней прошлась, бросив на плотину грузовое судно и повредив деревянное сооружение. «Но у нас на гидроузле все владели топорами, плотницкими навыками, и плотину быстро отремонтировали».

Кстати, сам начальник гидроузла – плотник замечательный. Когда в Польках несколько лет назад взялись перебирать деревянный шлюз и не могли найти подрядчика, пригласили руководить этими работами Соодама. Он вместе с младшим сыном Андреем (есть еще старший – Николай и дочь Марина) и еще двумя плотниками обучили целую бригаду. Андрей и сегодня работает на гидроузле.

…Мы стоим у нового бетонного шлюза, реконструкция которого завершилась в 2007 году. Сегодня сюда могут зайти только моторка или небольшой катер. Редко проходит шлюзование и с туристами. За механизмами нужен регулярный уход. Их действия тщательно проверяются. Следят и за состоянием плотины. На случай ЧП подготовлены запасы гравия и пиломатериалов.

В Таллине приняли хорошо

Карла Иохансовича всё село и коллеги зовут по-свойски – Николай Иванович. Главный инженер Верхне-Волжскводхоза Николай Лобанов отзывается о нем уважительно: «Профессионал высочайшей пробы, очень ответственный человек. При нем коллектив гидроузла всегда работал по четкому плану, не забывая мелочей...». А ведь, казалось бы, в стороне от начальства, красота кругом, можно и расслабиться... Но Карл Иохансович – абсолютный трезвенник, дисциплину держал железную.

Наверное, такая педантичность и дисциплина – от эстонских предков? Отец его родом из Прибалтики. В Шую, в госпиталь, попал во время Великой Отечественной: его и еще девятерых выздоравливающих эстонцев списали на трудовой фронт в колхоз, и почти все они женились на русских селянках.

«Я по-эстонски знаю всего несколько слов, – объясняет свою чистую русскую речь Карл Иохансович. – Я – коренной шуянин. Когда отец вернулся в Таллин и женился второй раз, уже на эстонке, то связи с ним ослабли. Супруга не разрешала ему писать. Сейчас там моя сестра живет, я один раз ездил к ней в гости. Приняли хорошо. Но дома, на воде, как я говорю, лучше».

Старейший гидротехник и домашнее хозяйство ведет образцово. Оно всегда выручало. Особенно когда надо было детей поднимать. А сейчас – помогать внукам. Стареньким трактором «Владимирец» он обрабатывает большой огород, держит пасеку, плетет корзины.

Ольга Владимировна, с которой в будущем году отметит золотую свадьбу, не нахвалится таким спутником жизни.

Жизнь у воды располагает к размышлениям. Но Карл Иохансович признается, что некогда ему философствовать. В свободное время он пишет историю Тезянской шлюзованной системы, делая упор на рассказах о ее ветеранах. И помогает новому начальнику гидроузла. Безвозмездно.

СПРАВКА «ИГ»
В давние времена Теза была перегорожена мельницами. В конце XVII века шуяне добились их сноса, чтобы по реке можно было выходить на Клязьму и Оку, а оттуда к Волге. На реке появились струги (парусно-гребные суда). Для того чтобы можно было вести на реке судоходство, в 1834 году начали строить 5 деревянных шлюзов. Поначалу грузовые баржи, так называемые тезянки, вручную тянули бурлаки, потом стала применяться конная тяга, а в 1907 году на Тезе появился первый пароход. С 1935 года было организовано пассажирское сообщение по реке через ее шлюзы.
ТШС просуществовала до 1986 года. В 2007-м началась её реконструкция: взамен деревянных шлюзов и плотины в Сергееве возведены железобетонные, на гидроузле № 2 в Польках их построили заново, опять из дерева. Проведена реконструкция гидроузлов № 3 и 4. В наши дни ТШС служит лишь для регулирования уровня воды в Тезе.

Читайте также
Шествие по местам, где "Русью пахнет"
Генеральный директор «Т Плюс» обсудил с губернатором Ивановской области подготовку систем теплоснабжения к зиме
Появятся ли в Юрьевце открытый бассейн и созерцательный сад?