Рост цен на автомобили эксперты прогнозировали еще в конце прошлого года. Причины: введение утилизационного сбора и отмена льготного кредитования. На этом фоне ослабление позиций рубля усугубило тревожные предчувствия. Тем не менее, пока рынок остается относительно стабильным: в среднем машины подорожали на 10-25 тысяч рублей.
Политика производителей отличается. Допустим, в то время как цены на «Мерседесы» пока остаются на уровне прошлого года, другие иномарки испытали уже два ценовых скачка. Так, в отделе продаж автомобилей «Шкода» группы компаний «Блок Роско» сообщили, что на большинство моделей цена поднялась сначала на 10 тысяч рублей, а потом еще на 25 тысяч. Весьма заметно увеличилась стоимость китайских автомобилей, которые в последние годы набирали популярность на российском рынке. Вероятно, причиной стало сворачивание некоторых государственных программ в поднебесной по предоставлению льгот.
Наибольшее увеличение цен прогнозировалось на отечественные автомобили из-за распространения на них утилизационного сбора. Однако резкого рывка не произошло: в «Иваново-Лада» сообщили, что подорожание составило от 3 до 5% (10-15 тысяч рублей). Аналогичные весенние скачки наблюдались и ранее. Так, по данным «Росстата», в прошлом году российские машины выросли в цене на 10 тысяч рублей, а в позапрошлом – на 16 тысяч. Заметнее всего подорожание коснулось иностранных моделей, собранных в России, но это тогда не находило серьезного отражения на покупательской активности.
Между тем этой весной большинство дилеров отмечают снижение спроса. Пик продаж пришелся на январь-февраль, когда в запасниках еще оставались модели по ценам 2013 года. После окончания акций рынок словно замер в ожидании развития ситуации. «Сидим на уровне зимы, хотя обычно к апрелю спрос оживает», - емко характеризует ситуацию директор «Иваново-Лада» Иван Вершинин.
Приобретение автомобиля, в отличие от покупки жилья, нельзя назвать выгодным способом вложения средств, поэтому некоторые потребители пока решили понаблюдать за развитием ситуации. Это неудивительно: ведь в настоящее время значительная часть сделок заключается с использованием кредитных средств, по информации автосалонов, от 40 до 60%. При этом некоторые клиенты оформляют не целевые кредиты на автомобиль (он требует дополнительных расходов на страхование), а краткосрочные потребительские займы, которые в общую статистику не входят. А в сложившейся экономической ситуации люди опасаются за финансовое благополучие, поэтому не рискуют брать на себя кредитные обязательства.
О том, как будет вести себя автомобильный рынок в дальнейшем, говорить трудно. Автоконцерны не объясняют ценовую политику, а лишь уведомляют об изменениях, поэтому ивановские дилеры предпочитают воздерживаться от любых прогнозов.
Кстати
Автодилеры отмечают, что в связи с подорожанием топлива при покупке автомобилей потребители все больше внимания уделяют расходу топлива. Кроме того, возросли требования к комфорту передвижения: допустим, кондиционер из роскоши превратился в одну из основных опций.
Средние цены на машины в Ивановской области
(по данным Росстата на конец года, тысяч рублей):
2009 |
2011 |
2013 |
|
Легковой автомобиль отечественный |
282 |
318 |
344 |
Легковой автомобиль импортный |
661 |
651 |
685 |
Легковой автомобиль иностранной марки, собранный на территории России |
350 |
445 |
491 |