“Места у нас райские, только богом забытые”, - вздыхают жители деревни Борисовка Палехского района. Красота вокруг действительно удивительная. Но еще более удивляет, как в XXI веке можно оказаться без воды.
В восьми домах здесь обитают около 10 пенсионеров. Самой молодой 62 года, самой старшей – 88 лет. Живут дружно, хотя многие это назовут выживанием. “Всю войну проработали, награды дали, а воды нет”, - чуть не плачет 83-летняя Фаина Михайловна. Колодец в деревне рухнул в начале апреля.
Жители даже боятся к нему подходить: края начали сильно осыпаться, верхний сруб сложился домиком.
Когда-то колодцев было два. Около 20 лет назад поставили их практически одновременно. Первый вырыли заново - материала хватало, даже осталось. Два лишних колодезных кольца решили приспособить ко второму колодцу, уложили их прямо на старый деревянный сруб.
Семь лет назад первый колодец подмыло водой, и он развалился. Но тревогу бить не стали, ведь остался второй. И вот он тоже приказал долго жить.
Сейчас ситуация почти безвыходная: оба колодца ремонту не подлежат. Единственный выход – копать новый. Но сколько бы жители Борисовки ни обращались в местную администрацию, ответ всегда один: “Денег нет”. А вскоре, как пояснили в поссовете села Тименское, и вовсе председатель и правление сворачивают свою работу: в рамках программы по укрупнению муниципалитетов Тименское поселение объединили с Раменским. И теперь колодцы в Борисовке - забота других депутатов. Но если до первых было 8 километров, то до вторых - в два раза больше. Не сразу доедешь, тем более что дороги в Борисовке тоже нет.
Да-да, ни “скорая”, ни пожарные добраться сюда не могут. Врачам приходится пешком идти от ближайшей деревни Пестово лесом около двух километров. Чуть ближе удается подъехать автолавке, ее пенсионеры в любую погоду ждут три раза в неделю под открытым небом. Рады чему есть, выбирать не приходится. Из всех благ цивилизации бесперебойно имеются только электричество и, как ни странно, телефон. Он-то и позволяет старикам не чувствовать себя уж совсем оторванными от жизни.
Но сдаваться они не собираются, хоть и меряют свою жизнь больше по печальным вехам: “когда Назаров умер”, “когда баба Саша была еще жива”, “когда Александра разбил инсульт”… Готовы даже на строительство нового колодца собрать деньги, да без помощи властей всё равно дело с мертвой точки не сдвинуть. Пока же помощь приходит с другой стороны. Через день воду на лошадях в Борисовку привозят из соседнего Пестова. Здесь находится гостевой дом и конеферма турфирмы “Славянка”, ее хозяйка Наталья КАЛИНИНА и взяла над пенсионерами шефство. Нагружает в бричку фляги, привязывает их покрепче - и вперед. Лошадки по полному бездорожью, иногда и вброд, терпеливо тянут важную поклажу. Подпрыгивая на ухабах, Наталья Александровна показывает в сторону рукой. “Тут рядом еще одна дорога проходит, - рассказывает она. – Ее супруги-дачники сами через лес проложили. В сухую погоду неприхотливый автомобиль пройдет. А мы ее объезжаем, стараемся лишний раз не разбивать копытами”.
Сильна у людей тяга к родным местам, трудно им с малой родиной расстаться. Нет газа, воды, дороги, магазина, врачей, почты… Неперспективная деревня эта Борисовка, вымирает. А люди живут, умирать вместе с разорившимся колхозом не собираются. И всё еще надеются на помощь властей.