С началом экономического кризиса, помнится, чиновники во главе с Президентом заговорили о необходимости поддерживать и развивать малый бизнес. Было прямо заявлено, что именно он должен стать спасением для лишившихся работы сотрудников с больших предприятий. Между тем перспективы развития малого бизнеса в кризисных условиях весьма неоднозначны.
Ждали нового поколения предпринимателей
Сразу начнем с неутешительной констатации: количество малых предприятий в стране достигло к началу 2000-х годов приблизительно 800 тысяч и до недавнего времени оставалось практически неизменным. Не менялся и объем ВВП, формировавшийся малым бизнесом, оставаясь приблизительно на уровне 20 процентов. Между тем в европейских странах он достигает 80 процентов. Таким образом, развитие малого бизнеса в нашей стране фактически остановилось 7-8 лет назад.
Когда разразился кризис, появились ожидания, что сейчас малый бизнес обретет второе дыхание за счет людей, которые остались без работы и теперь будут изыскивать возможность прокормить себя и свои семьи. Такой возможностью, по мнению председателя наблюдательного совета банка “Иваново” Бориса БОЛЬШАКОВА, для них должна была стать коммерческая деятельность. Он напоминает, что в прошлый раз толчком для развития малого бизнеса послужил кризис августа 1998 года.
Вообще нужно отметить, что ожидания предпринимателей относительно влияния кризиса на судьбу малого бизнеса весьма неоднородны. И многие сомневаются, что кризис поспособствует подъему новой волны предпринимательства. Они обращают внимание на то, что уровень развития экономики в 1998 и 2008 годах радикально различается. В ту пору рынок был пустым, страна достигла предела экономического упадка, длившегося на протяжении практически всех 90-х годов. То есть товарные рынки были пустыми, а то ограниченное потребление, которое существовало, в значительной степени удовлетворялось за счет импорта. И вследствие девальвации и последовавшего за ней резкого подорожания импорта возник спрос на товары российского производства. Сначала те, кто покупал импортную продукцию, стали покупать российскую, благодаря чему стоявшие предприятия вновь начали работать. Затем в процесс потребления стали более активно включаться те, кто работал на этих предприятиях - если раньше эти люди зачастую сидели без денег, то теперь они начали стабильно получать зарплату. Это в свою очередь привело к еще большему оживлению экономики. Потребление нарастало виток за витком, благодаря чему отечественная экономика наращивала обороты.
Появившееся тогда новое поколение бизнесменов - это как раз те, кто включился в процесс потребления и стал торговать теми товарами, которые были востребованы. Поэтому основным сегментом, в котором работает малый бизнес, у нас по-прежнему остается торговля.
Кризис не освободил рынки
Сейчас ситуация иная. Рынки насыщены, и снижение доходов населения не приводит к их опустошению. Сокращаются лишь объемы продаваемых товаров. Причем пока что не очень сильно. В продовольственном ритэйле падение продаж составляет в среднем 10 процентов. В сегменте компьютеров и бытовой техники оно доходит до 50 процентов. Однако на всех рынках присутствует огромное количество игроков, причем в ряде случаев это давно уже не малый бизнес, а крупные сети федерального, а то и международного масштаба. Предприниматель Василий СКВОРЦОВ, владевший когда-то торговой сетью Black&White, рассказывает, что тенденцию вытеснения малого регионального бизнеса из торговли бытовой техникой он ощутил еще в начале нынешнего десятилетия. После этого он сменил профиль деятельности, начав торговать автомобилями. Этот сегмент, впрочем, тоже активно осваивается крупными игроками. На федеральном уровне действует целый ряд крупных автохолдингов, один из которых - BLOCK - присутствует и в Ивановской области (совместное предприятие “Блок-Роско”).
Глава компании Mashtakoff Игорь МАШТАКОВ напоминает, что вследствие кризиса 1998 года на российском рынке обвалились не только продажи, но и цены (на всё, кроме импорта). То есть издержки бизнеса стали ниже. Сейчас же цены не только не снижаются, но и продолжают расти. Особенно бьет по бизнесу рост тарифов естественных монополий.
Таким образом, можно констатировать, что за прошедшее между двумя кризисами десятилетие многое действительно изменилось: неосвоенных рынков стало гораздо меньше, а место малого бизнеса в значительной степени занял бизнес средний и крупный. Это сильно сужает возможности для появления и развития новых бизнесов.
Следовательно, если раньше бизнес можно было начать практически с нуля, то теперь, чтобы вести его, необходимо знать куда вложить деньги и быть готовым это сделать. Во-первых, сам выход на развитые рынки требует масштабных вложений. Нужно продвигать свои товары и услуги, поскольку в противном случае их никто не заметит. Во-вторых, больших расходов требует само ведение бизнеса. Это и коммуналка, и административные расходы - оформление всевозможной документации, разрешений, согласований и т. д. Директор ООО “Петролеум” Евгений ДАВЫДОВ уверен, что для того чтобы бизнес нормально заработал, “нужно отменить многочисленные проверки, всевозможные ненужные технические экспертизы и т. д.”.
Строго говоря, все перечисленные выше проблемы мешают не только новым, но и уже давно работающим предприятиям малого бизнеса.
Гендиректор группы компаний “Веста” Павел ЕГОРОВ считает, что малый бизнес будет вынужден кооперироваться, объединяясь в более крупные структуры, чтобы оказывать более полный комплекс услуг и повышать качество продукции. Как следствие, малый бизнес постепенно исчезнет как явление.
Государство должно менять подходы, чтобы сохранить средний класс
Другие предприниматели не столь радикальны и считают, что существуют сегменты, где малый бизнес абсолютно незаменим. В первую очередь это, конечно, сфера услуг. Ее в определенной степени кризис всё-таки подстегнет. Исполнительный директор областного союза перевозчиков Михаил ДРЮПИН уверен, что кризис стимулирует уже состоявшихся бизнесменов изыскивать новые возможности для развития и повышения эффективности своей деятельности. Но лишь в том случае, если этому не будут мешать чиновники, оговаривается он. В сухом остатке мы имеем ряд неутешительных выводов. Главный из них заключается в том, что в стране давно уже сложились неблагоприятные условия для развития малого бизнеса, а кризис лишь выявил это обстоятельство. И государству явно нужно искать новые эффективные методы поддержки малого предпринимательства взамен тех, которые принимаются сейчас. Это чрезвычайно важно, ведь именно малый бизнес является питательной средой для среднего класса, который в свою очередь является основой политической стабильности и демократии (пусть даже в таком далеком от идеала виде, как в нашей стране). Следовательно, утрата среднего класса вызовет к жизни принципиально иные политические и социальные формации.