Антон Лободаев: "Бесприданница" – лишний повод поговорить о любви со сцены"

1 декабря 2022 16:33

В репертуаре Ивановского музыкального театра появился мюзикл "Бесприданница" – крепкий, профессиональный спектакль. "ИГ" публикует интервью с постановщиком "Бесприданницы", главным режиссером музтеатра Антоном Лободаевым.

 Плох тот спектакль, где виден режиссер или композитор

– Антон Владимирович, расскажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать материал, вызывающий ваш безусловный режиссерский интерес?

– Поскольку наш театр – музыкальный, то, конечно, в первую очередь я смотрю на музыку. Имеет ли она мелодический рисунок, запоминается ли, яркая ли. Кроме того, я заканчивал РАТИ по специальности "Режиссер музыкального театра", где нас учили, что в материале нужна какая-то драматургия: события, происходящие в пьесе, должны отражаться в музыке – тогда это интересно и для постановщиков, и для артистов, и для зрителей. Еще один немаловажный момент – о чем пьеса, как она написана, есть ли в ней интересные события.

 То есть должно совпасть довольно много составляющих. Ну и поскольку я главный режиссер, то, выбирая пьесу для нашего театра, смотрю, есть ли у нас в труппе актеры, которые могут сыграть в ней, будет ли это интересно ивановскому зрителю. Должен признать, что порой изначально материал кажется скучным, а потом начинаешь его "крутить-вертеть", придумываешь какой-то ход, и он становится интересным.

– Возможно, мой вопрос покажется наивным, но хотелось бы знать, есть ли пропорция: сколько в спектакле должно быть авторского, а сколько режиссерского?

– Я считаю, что если отчетливо угадывается режиссерский почерк, то это, как правило, плохой спектакль. Потому что, как мне кажется, режиссер не должен быть виден в постановке, как не должен быть виден и композитор, и актер, да и пьеса. Потому что спектакль – это целое. В нем всё должно быть едино, ансамблево, гармонично. Зритель не должен задумываться: дескать, вот актер хорошо сыграл, а музыка что-то не очень. Всё должно быть единым целым, и лишь в таком случае это настоящий интересный спектакль.

Развлекать уставшего после работы зрителя недостаточно

– Зачем музыкальному театру "Бесприданница" – пьеса, написанная Островским для театра драматического? В чем ее актуальность и что, на ваш взгляд, постановка может дать современному зрителю?

– Зачастую современный театр идет по пути развлечения уставшего после работы зрителя. Но миссия театра совсем иная – образовательная. Хорошая постановка должна заставлять задуматься, очищать душу. Именно поэтому мы в последнее время ставим очень много спектаклей по классике – не только русской, но и французской, английской.

Я очень надеюсь, что сейчас Островский будет не менее интересен для людей, чем столетие назад, а, возможно, кто-то впервые откроет для себя этого прекрасного автора, как я в свое время много лет назад открыл для себя Виктора Гюго, посмотрев мюзикл "Нотр-дам-де-Пари". Потрясенный спектаклем, я тут же пошел в магазин, купил книжку и прочитал с огромным удовольствием.

Ну и кроме того, "Бесприданница" для меня – лишний повод поговорить о любви со сцены. В данном случае о любви несчастной, неразделенной, которая приводит к трагедии. И что еще, на мой взгляд, очень важно у Островского в этом произведении и почему оно не теряет актуальности и сегодня: на одной чаше весов деньги, на другой – любовь. Это очень глубокий спектакль – этим он необычен для нашего музыкального театра.

– Расскажите, как из отечественной классики сделать мюзикл – спектакль, если так можно выразиться, развлекательного жанра?

– Очень просто. Спектакль может быть любым, но он ни в коем случае не должен быть скучным. Ведь чем хороша классика? Прежде всего тем, что в ней поднимаются актуальные проблемы. Там хорошо продуман событийный ряд, и за счет этого зритель смотрит с увлечением. Мюзикл – это сюжет, плюс музыка, плюс визуальные средства и, конечно же, актеры.

Труд режиссера и художника не менее важен, но зрители прежде всего ходят именно на актеров. Если артист не живет одной творческой жизнью с режиссером, постановщиками, художниками, балетмейстером, то никакого хорошего мюзикла не получится.

– Что вы как режиссер учитываете при распределении ролей? Вообще, артисту мюзикла необходим драматический талант? Либо достаточно яркой внешности и голоса?

– Сегодня не только артисту мюзикла, но даже артисту оперы требуется драматический талант. Конечно, с помощью грима можно сделать яркую внешность, с помощью многочисленных прекрасных педагогов по вокалу можно легко поставить голос, но никогда нельзя, идя от внешнего, добиться совокупности игры, голоса и того, что называется харизмой. Это очень важный момент.

Есть актеры, которые только поют, есть те, которые только играют, но сегодня, к счастью, становится всё больше и больше актеров, которые всё это сочетают – на этом, конечно же, держится хороший мюзикл.

При распределении ролей я учитываю, с одной стороны, фактуру актера, голосовые данные, драматические актерские таланты, возраст, а еще мне приходится брать в расчет загруженность исполнителя.

"Жестокий романс" влияния не оказал

– Расскажите о тех, кто работал вместе с вами над спектаклем, насколько легко шел процесс?

– Над "Бесприданницей" вместе со мной работали опытнейший художник нашего театра, заслуженный работник культуры Валентина Новожилова, создавшая декорации и костюмы, Дмитрий Щудров – музыкальный руководитель, Ярослава Бабурина – хормейстер.

Сергей Шимохин сыграл Паратова.

Скажу честно, каких-то особых трудностей во время работы не было, потому что Островский – основополагающий драматург русского театра, и все мы прекрасно его знаем. В этом плане нам работалось проще, чем, к примеру, над спектаклем "Джейн Эйр". Ибо, как ни крути, там мы смутно представляли, чем жила Англия в викторианскую эпоху, как жила Шарлотта Бронте, как она писала.

А здесь у нас особых сложностей не возникало. Но и сказать, что всё было очень легко, нельзя. Хотя бы потому, что каждый раз переживать трагедию Ларисы тоже непросто: с точки зрения актерского мастерства – это довольно-таки сложный материал.

– Когда вы приступали к работе над спектаклем, сразу знали, что получится в итоге? Или в процессе изначальный замысел трансформируется?

– Вообще изначально я редко знаю, чем закончится спектакль, а здесь было особое чувство ответственности, потому что мы выиграли президентский грант на эту постановку. И сроки были обозначены довольно сжатые. Общий вид спектакля выстраивался в процессе репетиций. Были и задумки, были и решения, но многое, конечно, рождалось по ходу.

– Каковы взаимоотношения спектакля и всем известной экранизации "Жестокого романса"? Киноверсия как­то повлияла на вашу постановку? Вообще, сложно было отделаться от "штампов", созданных этим культовым фильмом?

– Возможно, вы удивитесь, но я не видел фильм Рязанова, поэтому сравнивать тут вообще не с чем, и "штампов" мы никаких не подцепили. Знаете, это вообще моя особенность – я, когда беру в работу какой-то материал, стараюсь чисто психологически брать то, что не видел и не знаю. Потому что мне хочется создавать свое оригинальное решение спектакля.

Ближайшие показы мюзикла "Бесприданница" в музтеатре: 9 декабря в 18:30 и 15 января в 17:00.

Справка. Антон Лободаев родился в 1979 году в Москве. Главный режиссер Ивановского музыкального театра, лауреат премии губернатора. В 2012-­м с отличием окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС) по специальности "Режиссер музыкального театра". В 2011-2012 годах – режиссер-постановщик Московского театрального агентства "Премьера". В 2012-2015-­х – главный режиссер театра оперетты в Железногорске (Красноярский край). С 2016-­го – главный режиссер Ивановского музыкального театра. Лауреат всероссийских и международных фестивалей театрального творчества.

Беседовал Константин ШАРОНИН

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024