Пять братьев Гиляревских поплатились жизнью за веру в Бога

23 октября 2022 11:15

В уже несуществующем селе Воймига Гаврилово-Посадского района в конце XIX века в семье настоятеля местной церкви родилось пятеро сыновей - Дмитрий, Иван, Вячеслав, Александр, Андрей. И все они посвятили себя служению Всевышнему, а в годы гонений на церковь поплатились жизнью за защиту духовных ценностей.

О двух видах счастья

Старший из братьев, Дмитрий, родился в 1872 году, 150 лет назад. Его деяния во благо церкви чтут во Владимире, где он служил священником Борисо-Глебского храма и одновременно преподавал в духовной семинарии. По жизни хорошей помощницей ему была жена Надежда, дочь протоиерея Александра Виноградова, известного духовного писателя, настоятеля Успенского собора во Владимире.

У супругов родились трое детей. В отношении их воспитания и работы у Дмитрия были большие планы. Однако им не суждено было сбыться. В 1917 году отец был расстрелян новый властью.

Чуть позже мученически от "водяной болезни" почил на лесозаготовках второй брат, сорокапятилетний отец Иван (служил в храме святителя и чудотворца Николая села Новоселки Гаврилово-Посадского района, а потом в Воскресенском храме погоста Листвено). У него тоже было трое детей: Нина, Василий (погиб во время Великой Отечественной войны) и Борис (умер в младенчестве).

У отца Ивана многие прихожане получили уроки человеколюбия и мудрости, уважения к истории Отечества и памяти предков, уроки жизни, человековедения, помогавшие справляться в суровые годы террора.

Поучения Ивана Гиляревского до сих пор слышатся на службах в храмах: "Да где же, наконец, оно – это счастье человеческое? Люди так ищут его, так усердно желают достижения его и себе и другим каждый Новый год... Есть ли вообще полное счастье земное как нечто осязаемое, живое, ощутимое?.. Не в мечтах ли только оно, не в воображении ли человека?

Нет. Счастье есть на земле, оно существует. Есть, и даже не одно... Одно – счастье внутреннее, а другое – внешнее, наружное. Одно – источник совершенного, полного счастья, а другое – лишь призрачное, непостоянное, обманчивое, коварное счастье.

Поврежденный грехом род человеческий настолько извратил в себе "духовного человека", что для него стало желанным лишь "внешнее счастье – благополучие тела, а не духа".

Считал, что колхозы подходят только… первобытным

Трагично сложилась судьба и троих оставшихся братьев Гиляревских.

Отец Вячеслав, служивший священником в разрушенной после революции церкви Богоявления Господня в селе Ярышево Суздальского уезда (ныне – Гаврилово-Посадский район) и в Гусь-Хрустальном Владимирской губернии, был возведен в достоинство протоиерея, назначен благочинным Гусевского благочиния. 26 марта 1937 года его арестовали. Обвинялся в том, что "принимал участие в антисоветских сборищах, вел пораженческую агитацию".

3 июля Особым совещанием при НКВД СССР был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Скончался 30 декабря 1939-го в тюремной больнице Севвостлага.

Отец Александр служил священником в селе Муравкино (ныне – Гаврилово-Посадский район), а потом в Кибергине (Тейковского). В архивах бывшего КГБ на Александра Гиляревского удалось отыскать "дело".

"…Состав семьи – одинокий. Является активным членом контрреволюционной кулацко-церковной группировки в селе Кибергино, ведет активную антисоветскую агитацию среди населения Кибергинского с/совета. В июле 1937 года поп Гиляревский вел беседу в группе колхозников, убеждал их в нерентабельности ведения коллективного хозяйства: "Колхозы не просуществуют больше пяти лет, обязательно развалятся, потому что эта форма ведения хозяйства не соответствует действительности и применима лишь для первобытных и совершенно не смыслящих в культурной жизни людей".

Весной 1937 года Гиляревский, присутствуя на нелегальном собрании кулаков в церкви Кибергина, пропагандировал: "Если коммунисты считают себя умными людьми, то пусть они не забывают, что и мы кое-что понимаем. Я недавно был у митрополита, который прямо мне заявил, что поскольку в новом законе записано о свободном вероисповедании, это значит, что церковь и религию уничтожить нельзя. Но теперь в церковь ходит мало народа потому, что мы не сумели духовно воспитать молодежь, но я уверяю вас, что недалеко то время, когда снова и старые, и молодые вернутся в церковь. Основных безбожников коммунисты сами же расстреляли, таких как Каменев и Зиновьев, и остался теперь один Сталин, а пока что новых безбожников мы не видим".

"Тройкой" Александр Флегонтович был приговорен к десяти годам лишения свободы с пребыванием в исправительно-трудовых лагерях. Скончался в 1938 году в ссылке.

На лесоповале был больше, чем в церкви

Более всего известно о самом младшем Гиляревском – Андрее. Окончив Московскую духовную академию в 1911 году, он стал не священником, а учителем истории и географии. Преподавал в Нижегородской железнодорожной школе, а потом в Тобольской и Нижегородской духовных семинариях. И оставаться бы ему до конца жизни педагогом, но повальные аресты священников, варварское изъятие из церквей ценностей заставили его в 1923 году вновь надеть рясу и отправиться в Мологу Рыбинского уезда.

"Не могу я в этот суровый час испытаний для церкви оставаться в стороне от ее дел", – объяснил он близким свое решение.

Несладко пришлось в Мологе отцу Андрею. На плечах – пять ребятишек, попадья, а власти с каждым днем всё круче в отношении к служителям культа. По воспоминанию одной из дочерей Андрея, Татьяны, отец в конце 1920-х – начале 1930-х не столько на службе и дома находился, сколько на лесоповале: "Зима, мороз трескучий. Забежит ночью крадучись, весь в инее, на часок-другой, и опять в лес".

Жили на деньги, что удавалось заработать супруге Наталье Алексеевне шитьем, стежкой одеял.

Когда перебрались в Иваново, Андрей Гиляревский был митрофорным настоятелем Введенского храма. Но и здесь обстановка становилась всё хуже. Недели не проходило, чтобы не вызвали в НКВД с требованием о сотрудничестве. "В вас верят люди, каются в грехах – помогите нам избавиться от врагов", – требовали чекисты. "Нет, – возражал отец Андрей, – есть тайна исповеди, понятие о чести и достоинстве".

Называл Сталина мучителем православных

В 1935 году по ходатайству Петропавловской общины отца Андрея переводят настоятелем в тейковский храм. Среди горожан Гиляревские "стали своими людьми". Каждый день под дверь им ставили крынку молока, бросали ночью дрова через забор.

Но большевики, НКВД "не дремали".

21 марта 1936 года начальник Тейковского РО НКВД лейтенант госбезопасности Клюхин докладывал в областное управление, что "новый настоятель Петропавловской церкви служитель религиозного культа Гиляревский имеет тесную связь с бывшим кулацко-торгашеским элементом Тейкова, чем тормозит работу по закрытию церквей".

Через полтора года священника упрятали за решетку. Обвинительное заключение было состряпано на основе доносов и не отличалось от множества других.

"Будучи враждебно настроенным существующему политическому строю и неоднократно арестовывавшийся органами ОГПУ НКВД (пять раз), поп Гиляревский последовательно проводил среди населения города Тейкова контрреволюционную пораженческую агитацию, направленную против ВКП(б) и советской власти, а именно:

"...Вера христова оскудела, православные забыли бога, за что господь и карает их голодом и холодом. Святое писание говорит: "Восстанет на земле сатана, опутает землю паутиной". Это время настало, теперь каждому понятно, что в России восстановилась бесовская власть. Всё это исходит из белокаменной поруганной матушки Москвы от Сталина, который есть мучитель православных и слуга дьявола".

"...Колхозная форма ведения сельского хозяйства временная и нужна советской власти. Крестьяне не живут зажиточной жизнью, а только существуют. Лозунг Сталина: "Колхозы будут зажиточные" – пустая болтовня. Я твердо убежден, что советская власть скоро сойдет с мировой арены, и в России должен быть другой строй – угодный Богу…"

Так называемой тройкой от 26 октября 1937 года Андрей Гиляревский был приговорен к десяти годам лишения свободы. Из лагеря он не вернулся. Спустя 52 года на настойчивые запросы дочери ответили из Хабаровского края, что бывший заключенный "умер 4 сентября 1938 года от ослабления сердечной деятельности. Похоронен на кладбище сангородка № 2 четвертым отделением Бурлага".

…Так большое священническое древо Гиляревских было сведено под корень. Ушел из жизни и последний священник прихода церкви села Воймига, родственник Гиляровских (светская фамилия Тихомиров) – повесился. Был фискалом у ЧК и не мог себе это простить. Церковь пока не возвела братьев Гиляровских в ранг святых, хотя в народе их давно таковыми считают.

Игорь АНТОНОВ

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает