3 июля 2022
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Общество 22 июня, 10:10 244

Военный шофер Маша

Приходилось работать и на уазике.
Приходилось работать и на уазике.
Жительница Родников Мария Оборина летом 1941 года ушла на фронт. До декабря 1944-го она служила водителем. Судьба этой удивительной женщины, которая за рулем самых разных автомобилей могла дать фору любому мужчине, заслуживает того, чтобы о ней вспомнить. Интересна и послевоенная биография Марии Сергеевны.

Первым автомобилем был… трактор

Дочь нашей героини – Галина Семёновна Оборина – рассказала, что Мария родилась 8 апреля 1919 года в деревне Никитинское Шуйского района в многодетной семье Храмовых, где воспитывали 13 ребятишек. Тяжесть крестьянского труда познала с детства, приходилось во всём помогать маме Александре Алексеевне и отцу Сергею Архиповичу. Родители поженились, когда Сергей остался вдовцом с тремя детьми, потом на свет появились еще десятеро. Двое из братьев, Аркадий и Михаил, пропали без вести на фронте.

После окончания обязательных 4-х классов Маня уехала в Шую, в фабрично-заводском училище выучилась на прядильщицу. Но оставаться в Шуе или в Родниках не захотела: нужно было помогать семье. В 16 лет в колхозе села за руль трактора и проработала на нем до 1939 года.

В 18-летнем возрасте после окончания курсов шоферов во Владимире она пересела на грузовой автомобиль ЗиС-5. Первая запись в трудовой книжке 21-летней трактористки: "Принята на должность шофера 3 июля 1940 года в Горкинскую МТС" (машинно-тракторная станция).

Там, в Родниковском районе, она некоторое время крутила баранку наравне с мужчинами.

"Эх, путь-дорожка фронтовая!"

На фронт девушку мобилизовали 24 октября 1941 года уже из Шуи, где она в то время работала на зерноскладе. Защищать Родину она поехала на своей "полуторке". Так она стала военным шофером.

Боевые подруги.

Попав на фронт в возрасте 22 лет, Маша служила в подмосковном Подольске водителем прожекторного автомобиля. В расчете состояли четыре наводчицы и две зенитчицы. Их задачей было ночью с помощью установленных на машине прожекторов "выцепить" фашистские самолеты, летящие бомбить столицу.

Ну а днем Маше нужно было подвозить стальные "ежи", а также мешки с отрубями, которые использовались для сооружения баррикад. На подходах к Москве не раз вывозила с поля боя раненых и погибших... Им, молодым девчонкам, приходилось в гимнастерках убитых искать так называемые "смертные медальоны" – запаянные гильзы с данными бойца. Если не находили, хоронили как без вести пропавших.

В 1944 году на фронте Мария познакомилась с первым мужем. Поженились в победном 1945-м. Но первый муж нашей землячки пропал без вести. Сына, которого назвали Валерием, воспитывала одна… Уже в Родниках от второго мужа, Семёна (был простым рабочим, тоже рано умер), в 1948 году родился сын Саша, а в 1950-м – дочь Галя.

Сейчас у Галины Семёновны из братьев никого не осталось, оба умерли.

На работу в ту же Горкинскую МТС Марию Сергеевну взяли сначала конюхом, но очень скоро молодая женщина возглавила тракторную бригаду. А в ноябре 1953 года она пересела на автомобиль ЗиС-585 и стала работать на автобазе.

Фигуры на грузовике и прыжок на мотоцикле

Мария Сергеевна всегда вела активный образ жизни, любила участвовать в соревнованиях по фигурному вождению автомобиля, которые проводились по линии ДОСААФ. В составе родниковской команды не раз оказывалась в числе призеров и победителей областных состязаний.

Например, в июне 1958 года на областных соревнованиях по техническим видам спорта она с командой победила в фигурном вождении грузовика. Вместе с ней чемпионами области стали трое мужчин. Среди 40 участников Мария была единственной женщиной-водителем. Тогда им вручили переходящий Кубок и нагрудные знаки "Чемпион спартакиады". В том же году по автомногоборью Мария заняла 1-е и 3-е места. Часть ее спортивных наград – медали, знаки, дипломы – сейчас хранятся в Родниковском турцентре.

Однажды ее уговорили поучаствовать в мотогонках. Надо было проехать по доске через канаву. Мария побоялась упасть с этой доски и поехала прямо через канаву. И преодолела препятствие! Но мотогонщицей впоследствии так и не стала, побаивалась.

Зато на мотоцикл потом сядет ее дочь Галина и станет участницей не только мотогонок, но и многокилометровых мотопробегов по стране.

Как "старушенция" КамАЗ вытащила

Свой первый личный автомобиль, "Запорожец", Мария смогла купить лишь в 1980 году. Он не был новым, но опытную автомобилистку это не смущало. В возрасте 65 лет она пересдала экзамены в ГАИ и получила новое удостоверение водителя.

Водительские права Мария Оборина сменила в 65 лет.

Это сейчас полно автомастерских, а тогда приходилось ремонтировать машину самой. Галя вспоминает, как ее мать – водитель второго класса – с помощью цепей и блока могла самостоятельно снять двигатель, а после ремонта установить на прежнее место. Помогала даже ремонтировать мопеды соседским мальчишкам.

Заканчивала свою трудовую деятельность Мария Сергеевна в качестве водителя… автобуса. Перевозила работников комбината "Большевик". Иногда управляемый ею автобус (такие тогда назывались "каблучком") можно было встретить на городских маршрутах.

На этом "каблучке" Мария Сергеевна развозила рабочих комбината "Большевик".

Водителем Мария была классным. Уже в 70-летнем возрасте произошел с ней такой забавный случай. На ее улице КамАЗ колесом попал в канаву и никак не мог выехать. Водитель, молодой парнишка, совсем измучился. Тогда сосед Марии Сергеевны, увидев ее на дороге с охапкой травы, попросил помочь: "Тетя Маруся, выручай!" Водитель большегруза покрутил пальцем у виска: мол, чего удумал – старушенцию за руль?..

А Мария Сергеевна не стушевалась. Ловко забралась в кабину и потихоньку-потихоньку вызволила грузовик из канавы.

Видели бы вы глаза этого молодого водителя! Сосед потом рассказывал, что парень даже встал перед "старушенцией" на колени – в знак благодарности.

И машиной управлять, и гладью вышивать

Как-то внук Марии Сергеевны предложил ей прокатиться по полю на современном автомобиле. Тогда его бабушке было уже 90 лет. Александр до сих пор с восторгом вспоминает ту поездку. Говорит, что был восхищен ее водительским мастерством!

Да и когда Галина просила свою маму выгнать машину из гаража, та всегда с удовольствием садилась за руль ее тогдашней "шестерки"…

Несмотря на нелегкую жизнь и немалые годы, Мария Сергеевна всё умела и успевала: содержала частный дом, держала кроликов, рано утром ходила за травой, сама колола дрова. Сорняков в огороде у нее не было ни травинки. Умело справлялась и с чисто женской работой: шила одежду, лоскутные одеяла, вышивала владимирской гладью. К ней со всей округи приходили с просьбой… подшить валенки. А уж ушанки (и мужские, и женские) из кролика, лисы или нутрии какие классные шила! Даже шкурки сама умела выделывать.

Недавно сосед приходил, говорит Галина Семёновна. Попросил голицы, сшитые "бабой Маней".

И при всём этом односельчане запомнили ее душевной, большой доброты женщиной...

Мария Сергеевна Оборина умерла 19 февраля 2011 года, не дожив до 92 лет нескольких месяцев. О ее славном фронтовом прошлом напоминают орден Великой Отечественной войны, медали, значок "Ударник коммунистического труда".

Елена САВИЧЕВА
Фото — Из личного архива Галины Обориной

Поделиться

Читайте также в рубрике «Общество»

Лента новостей

Вся лента новостей

Опрос

Какое прозвище памятнику Котельникову вы бы дали?

  • "Снова в школу"
    26%
  • "Коробейник"
    24%
  • "Счастливый грибник"
    34.6%
  • Бонд
    15.4%
  • Всего голосов: 104.
Голосовать Все опросы Результаты

 

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке