Первым автомобилем был… трактор
Дочь нашей героини – Галина Семёновна Оборина – рассказала, что Мария родилась 8 апреля 1919 года в деревне Никитинское Шуйского района в многодетной семье Храмовых, где воспитывали 13 ребятишек. Тяжесть крестьянского труда познала с детства, приходилось во всём помогать маме Александре Алексеевне и отцу Сергею Архиповичу. Родители поженились, когда Сергей остался вдовцом с тремя детьми, потом на свет появились еще десятеро. Двое из братьев, Аркадий и Михаил, пропали без вести на фронте.
После окончания обязательных 4-х классов Маня уехала в Шую, в фабрично-заводском училище выучилась на прядильщицу. Но оставаться в Шуе или в Родниках не захотела: нужно было помогать семье. В 16 лет в колхозе села за руль трактора и проработала на нем до 1939 года.
В 18-летнем возрасте после окончания курсов шоферов во Владимире она пересела на грузовой автомобиль ЗиС-5. Первая запись в трудовой книжке 21-летней трактористки: "Принята на должность шофера 3 июля 1940 года в Горкинскую МТС" (машинно-тракторная станция).
Там, в Родниковском районе, она некоторое время крутила баранку наравне с мужчинами.
"Эх, путь-дорожка фронтовая!"
На фронт девушку мобилизовали 24 октября 1941 года уже из Шуи, где она в то время работала на зерноскладе. Защищать Родину она поехала на своей "полуторке". Так она стала военным шофером.

Попав на фронт в возрасте 22 лет, Маша служила в подмосковном Подольске водителем прожекторного автомобиля. В расчете состояли четыре наводчицы и две зенитчицы. Их задачей было ночью с помощью установленных на машине прожекторов "выцепить" фашистские самолеты, летящие бомбить столицу.
Ну а днем Маше нужно было подвозить стальные "ежи", а также мешки с отрубями, которые использовались для сооружения баррикад. На подходах к Москве не раз вывозила с поля боя раненых и погибших... Им, молодым девчонкам, приходилось в гимнастерках убитых искать так называемые "смертные медальоны" – запаянные гильзы с данными бойца. Если не находили, хоронили как без вести пропавших.
В 1944 году на фронте Мария познакомилась с первым мужем. Поженились в победном 1945-м. Но первый муж нашей землячки пропал без вести. Сына, которого назвали Валерием, воспитывала одна… Уже в Родниках от второго мужа, Семёна (был простым рабочим, тоже рано умер), в 1948 году родился сын Саша, а в 1950-м – дочь Галя.
Сейчас у Галины Семёновны из братьев никого не осталось, оба умерли.
На работу в ту же Горкинскую МТС Марию Сергеевну взяли сначала конюхом, но очень скоро молодая женщина возглавила тракторную бригаду. А в ноябре 1953 года она пересела на автомобиль ЗиС-585 и стала работать на автобазе.
Фигуры на грузовике и прыжок на мотоцикле
Мария Сергеевна всегда вела активный образ жизни, любила участвовать в соревнованиях по фигурному вождению автомобиля, которые проводились по линии ДОСААФ. В составе родниковской команды не раз оказывалась в числе призеров и победителей областных состязаний.
Например, в июне 1958 года на областных соревнованиях по техническим видам спорта она с командой победила в фигурном вождении грузовика. Вместе с ней чемпионами области стали трое мужчин. Среди 40 участников Мария была единственной женщиной-водителем. Тогда им вручили переходящий Кубок и нагрудные знаки "Чемпион спартакиады". В том же году по автомногоборью Мария заняла 1-е и 3-е места. Часть ее спортивных наград – медали, знаки, дипломы – сейчас хранятся в Родниковском турцентре.
Однажды ее уговорили поучаствовать в мотогонках. Надо было проехать по доске через канаву. Мария побоялась упасть с этой доски и поехала прямо через канаву. И преодолела препятствие! Но мотогонщицей впоследствии так и не стала, побаивалась.
Зато на мотоцикл потом сядет ее дочь Галина и станет участницей не только мотогонок, но и многокилометровых мотопробегов по стране.
Как "старушенция" КамАЗ вытащила
Свой первый личный автомобиль, "Запорожец", Мария смогла купить лишь в 1980 году. Он не был новым, но опытную автомобилистку это не смущало. В возрасте 65 лет она пересдала экзамены в ГАИ и получила новое удостоверение водителя.

Это сейчас полно автомастерских, а тогда приходилось ремонтировать машину самой. Галя вспоминает, как ее мать – водитель второго класса – с помощью цепей и блока могла самостоятельно снять двигатель, а после ремонта установить на прежнее место. Помогала даже ремонтировать мопеды соседским мальчишкам.
Заканчивала свою трудовую деятельность Мария Сергеевна в качестве водителя… автобуса. Перевозила работников комбината "Большевик". Иногда управляемый ею автобус (такие тогда назывались "каблучком") можно было встретить на городских маршрутах.

Водителем Мария была классным. Уже в 70-летнем возрасте произошел с ней такой забавный случай. На ее улице КамАЗ колесом попал в канаву и никак не мог выехать. Водитель, молодой парнишка, совсем измучился. Тогда сосед Марии Сергеевны, увидев ее на дороге с охапкой травы, попросил помочь: "Тетя Маруся, выручай!" Водитель большегруза покрутил пальцем у виска: мол, чего удумал – старушенцию за руль?..
А Мария Сергеевна не стушевалась. Ловко забралась в кабину и потихоньку-потихоньку вызволила грузовик из канавы.
Видели бы вы глаза этого молодого водителя! Сосед потом рассказывал, что парень даже встал перед "старушенцией" на колени – в знак благодарности.
И машиной управлять, и гладью вышивать
Как-то внук Марии Сергеевны предложил ей прокатиться по полю на современном автомобиле. Тогда его бабушке было уже 90 лет. Александр до сих пор с восторгом вспоминает ту поездку. Говорит, что был восхищен ее водительским мастерством!
Да и когда Галина просила свою маму выгнать машину из гаража, та всегда с удовольствием садилась за руль ее тогдашней "шестерки"…
Несмотря на нелегкую жизнь и немалые годы, Мария Сергеевна всё умела и успевала: содержала частный дом, держала кроликов, рано утром ходила за травой, сама колола дрова. Сорняков в огороде у нее не было ни травинки. Умело справлялась и с чисто женской работой: шила одежду, лоскутные одеяла, вышивала владимирской гладью. К ней со всей округи приходили с просьбой… подшить валенки. А уж ушанки (и мужские, и женские) из кролика, лисы или нутрии какие классные шила! Даже шкурки сама умела выделывать.
Недавно сосед приходил, говорит Галина Семёновна. Попросил голицы, сшитые "бабой Маней".
И при всём этом односельчане запомнили ее душевной, большой доброты женщиной...
Мария Сергеевна Оборина умерла 19 февраля 2011 года, не дожив до 92 лет нескольких месяцев. О ее славном фронтовом прошлом напоминают орден Великой Отечественной войны, медали, значок "Ударник коммунистического труда".