Иваново накрыл велобум

9 июня 2021 09:48

С начала пандемии в облцентре сохраняется повышенный спрос на велосипеды. Эта общемировая тенденция опустошила склады, производства загружены до 2023 года. На волне возникшего дефицита за весну цены на двухколесную технику подскочили на 30–50%.

Желаемую марку приходится ждать до года

Постепенное увеличение спроса, по словам представителей ивановских веломагазинов, наблюдалось в течение последних нескольких лет. Предсказуемые плавные графики взорвала пандемия. Прошлой весной спрос на велосипеды вырос почти вдвое.

Если в 2019 году продавались 7 велосипедов в день, то в 2020-­м – 10–15, поделился статистикой представитель магазина SNOWBRO Сергей Семакин. В нынешнем году продажи сократились примерно на 30%, но по сравнению с предыдущими сезонами остаются высокими.

Похожая ситуация наблюдается по всему миру. Производители не успевают удовлетворять повышенный спрос, поэтому на велосипедном рынке возник дефицит. "Речь идет обо всех производителях! Свободных остатков нет, даже если дилер участвовал в предзаказе, наличие товара ему гарантировано разве что в сентябре..." – написали в марте в соцсетях представители SNOWBRO.

Недостаток модельного ряда подтверждает администратор веломагазина "BB30" Светлана Зыкова: "Срок ожидания зависит от поставщиков, но у них сейчас дефицит на некоторые ростовки и модели. Выбор очень мал. Сезон в самом разгаре, а самые ходовые модели до сих пор отсутствуют".

На тротуаре велосипедисты раздражают пешеходов...

...на дороге – водителей.

Большинство клиентов, по наблюдениям Зыковой, стараются выбрать двухколесный транспорт "из того, что есть, потому что никаких гарантий поставок мы дать не можем". Тем, кто настроился на определенные модификации, приходится ждать по несколько месяцев и даже по году. По информации издания "Лента.ру", в России у некоторых импортных марок не хватает до 70% каталога.

Недостаток товара привел к закономерному росту цен: в начале весны они повышались почти каждую неделю – и к началу лета "железные кони" подорожали на 30–50%. Если год назад бюджетный взрослый велосипед с алюминиевой рамой стоил 20 000 рублей, то теперь за него придется отдать 30 000.

Скорого изменения ситуации участники рынка не ждут и предполагают, что проблемы с поставками сохранятся еще в течение нескольких лет. В настоящее время мировые производства выпускают велосипеды на 2023 год.

Не потратишься на обслуживание – потом вложишь вдвое больше

Из-за роста числа велосипедистов очереди в велосервисы в Иванове растянулись до середины июля. Некоторые мастерские вынуждены были ввести плату за хранение двухколесного транспорта после ремонта, потому что его уже некуда ставить.

Спрос на подготовку велосипеда к новому сезону в конце весны был всегда, но в этом году очереди в мастерские заметно выросли, рассказал куратор клуба "ВелоСреда Иваново" Сергей Михайлов.

Очереди на обслуживание есть во всех крупных мастерских: "Высота", "Триалспорт", "Велобайк", SNOWBRO. По срокам ожидания лидирует "Высота": представитель велосервиса сообщил, что идет запись на середину июля, но подробнее рассказать отказался, сославшись на занятость.

По наблюдениям Сергея Семакина, занявшего в 2021 году второе место на всероссийском конкурсе веломехаников, спрос на обслуживание велосипедов стабильно растет в течение последних нескольких лет: "Культура популяризируется, из-за этого идет и рост сервиса. Если своевременно не проводить обслуживание, велосипед перестанет приносить удовольствие, и потом придется потратить вдвое больше на полную замену компонентов, а это гораздо дороже".

По мнению Сергея Михайлова, техобслуживание велосипедов, как и автомобилей, нужно проводить хотя бы раз в год, "чтобы смазать все механизмы, где-то перебрать, где-то устранить люфты (зазоры. – Л. С.)". Велолюбителям приходится либо терпеливо ждать своей очереди, либо искать небольшие мастерские и частных мастеров по объявлениям, но это рискованно. В ремонте много нюансов, поэтому есть риск, что "могут сделать хуже, чем было".

Автомобилисты пересели на два колеса

На сколько конкретно выросло число велосипедистов в Иванове, сказать невозможно, потому что безмоторные двухколесные не регистрируются в ГИБДД. Официальные веломероприятия в связи с пандемией приостановлены, но в социальных сетях растет число велосообществ.

Каждые выходные ивановские велолюбители объединяются для небольших путешествий по области, в день проезжая от 40 до 70 километров (в зависимости от сложности трассы). Например, 30 мая "Клуб любителей путешествий на велосипеде" организовал ставший традиционным велопробег вокруг Иванова. Почти половина "ивановской кругосветки" прошла по грунтовым дорогам, участники преодолели более 70 км.

В те же выходные велосипедисты из облцентра отправились в двухдневный поход Иваново – Фурманов – Гравкарьер – Иваново, а южский веломотоклуб организовал непростую 50­-километровую поездку по лесным маршрутам до местных озер.

Увеличение числа велосипедистов осложнило ситуацию на дорогах. Чтобы автовладельцы почувствовали, каково ездить на двухколесном транспорте, в конце мая ГИБДД, "ВелоСреда Иваново" и автошкола "Светофор" начали совместный проект, предложив водителям и курсантам пересесть на велосипеды.

На первый урок все желающие приехали на своем велотранспорте, но в дальнейшем, по словам Сергея Михайлова, планируется использовать и прокатные велосипеды, чтобы расширить круг участников. "Мы продолжим сотрудничество не только с автошколой "Светофор" – запрос уже был от ДОСААФ. То есть заинтересованность в этом вопросе есть", – отметил Михайлов.

Иванову нужна единая сеть велодорожек

За непредсказуемость велосипедистов недолюбливают не только водители, но и пешеходы. В Иванове назрела необходимость строительства большего числа велодорожек, чтобы развести транспортные потоки.

В 2021 году сообщество "Велосреда Иваново" предложило мэрии проект создания единой сети велодорожек протяженностью 150 километров. Стоимость проекта власти оценили в 2 млрд рублей.

"Мы готовы развивать город одинаково комфортным для пешеходов, автомобилистов и велосипедистов. Представленную схему взяли за отправную точку, будем прорабатывать секторами", – цитировала ранее пресс-служба мэра Владимира Шарыпова. Он дал поручение прорабатывать схему направлениями к центру города и учитывать при плановых ремонтах дорог.

Справка. Идея создания в Иванове сети велодорожек появилась более шести лет назад, но власти начали ее реализовывать в 2017 году. По информации городского управления благоустройства, за последние три года в областном центре обустроено пять дорожек для велосипедистов общей протяженностью 4583 метра. Первая появилась в 2017-­м на улице Ермака (на участке от проспекта Ленина до Тимирязева), а в 2018-­м власти продлили ее до стадиона "Текстильщик". Чуть более трех километров – протяженность велодорожки на набережной Уводи. Еще 440 метров рабочие проложили на проспекте Ленина (от Октябрьской до Громобоя). Велодорожка есть и в парке Степанова.

 На данный момент власти составили план обустройства велодорожек до 2023 года. В текущем году после ремонта дорог и тротуаров велодорожки появятся на улицах Станкостроителей и Куконковых. Кроме того, велолюбители надеются на благоустройство маршрута от "Ашана" до набережной в районе "Шереметьев Парк-отеля" и от набережной до парка Степанова.

Таким образом, отдельные участки велодорожек складываются в единый городской маршрут. Комплексный подход позволит постепенно сделать велосипед комфортным транспортом, а не только развлечением воскресного дня.

Лилия СУХАРЕВА

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа