Потеряв хлебные карточки, заваривала листья свеклы
Ее жизнь и Кинешма тесно связаны. Так сложилось, что родители Людмилы Шлёмовны, жившие в небольшом польском местечке, встретились и поженились в России, а город на Волге стал для ее семьи родным. С гордостью и уважением рассказывая о своих родителях, руководитель общины ведет меня в музей, где бережно хранятся личные вещи, фотографии и биографии евреев, оставивших заметный след в истории Кинешмы, учавствовавших вВеликой Отечественной войне...
Отец Людмилы Шлюндиной – родом из очень бедной семьи. Он рассказывал, что в доме его родителей пол был только наполовину покрыт досками. Учиться из-за отсутствия денег мальчишка не мог – он стоял под окнами и слушал, запоминал то, что рассказывал сидящим в классе ребятам учитель. А впоследствии освоил и в совершенстве владел несколькими языками.
«При этом одна из главных традиций еврейской семьи – дать ребенку хорошее образование. В Торе написано: не дай ребенку кусок золота, а дай образование, - рассказывает кинешемка. – В еврейских семьях с детства учили преодолевать трудности, правильно планировать свое время, чтобы дополнительно учиться музыке, живописи, заниматься в спортивной секции или драмкружке. Старались дать высшее образование. Поэтому среди евреев столько ученых, артистов, писателей, изобретателей. Среди нобелевских лауреатов 37% евреев, живущих в разных странах…»
Когда в 1941 году на небольшое польское село посыпались бомбы, многие стали искать спасение в Советском Союзе. В их числе были и родители Людмилы Шлюндиной. Ее отец прошел всю войну: окончив школу железнодорожников, восстанавливал после бомбежек разрушенную немцами железную дорогу.
Руководитель общины рассказывает, что среди евреев в годы войны было много героев – об этом говорят и биографии ивановцев. Вопреки звучащему порой мнению о том, что евреи, опасаясь за свою жизнь, тихо отсиживались. Просто в то время им было запрещено присваивать высокие звания либо такая информация считалась строго секретной.
«Мама работала на танковом заводе в Оренбурге. Вспоминала, как голодно тогда было… Однажды она потеряла хлебные карточки и заваривала листья свеклы – это было единственным средством пропитания…» - говорит Людмила Шлёмовна.
На одном из мероприятий проекта «Межнациональный женский диалог»
Не боялась разнимать дерущихся мужиков
Отца нашей героини - Шлёма Табака - в Кинешме помнят как человека дела и слова. Построенные под его руководством жилые дома носят гордое звание «Домов Табака». При нем возвели речной и грузовой порт, швейную фабрику… Наверное, от отца Людмила Шлюндина и переняла желание строить. Строить отношения между людьми разных вероисповеданий и национальностей.
Идея создания национально-культурного объединения в Кинешме родилась еще в далеком 1998 году. Но тогда руководить общинами женщинам не разрешали. Официально Людмила Шлёмовна стала руководителем в 2007-м, хотя она и до этого активно работала.
Вообще, глядя на энергичную и постоянно удивляющую окружающих новыми идеями женщину, сложно предположить, что она уже на заслуженном отдыхе. «Склонность к общению и умение расположить к себе людей – это черты, переданные мне мамой. Она была удивительно миролюбивым и доброжелательным человеком. Нередко, не боясь пострадать, бросалась разнимать конфликтующих на улице посторонних мужчин. Вот и я еще в школе начала активно заниматься общественной работой. К примеру, проводила экскурсии по музею Фурманова». А потом пошло как по инерции: староста факультета в Костромском пединституте, учитель английского в школе, организация детского Дома культуры, создание музея боевой славы местного аэроклуба…
А еврейская община за годы существования превратилась в настоящий проект, известный своей поддержкой социально незащищенных слоев населения, культурно-просветительской работой и, конечно, профилактикой экстремизма. Особенностью Кинешемской еврейской общины стало то, что это место всегда было открытым для представителей любых национальностей.
В администрации города считают, что именно Людмила Шлюндина объединяет работу всех национально-культурных организаций города, базой которых тоже чаще всего становится местная община.
340 тысяч – за женский диалог
«В еврейских традициях миссионерство вообще запрещено, - рассуждает Людмила Шлёмовна. – Мы стремимся к миру и согласию. Так, лет восемь назад мы создали межнациональный клуб при библиотеке «Добрые соседи». Вместе проводим на разных городских площадках фестивали, акции, выставки, встречи. Например, 27 мая женщины пекли свой национальный хлеб, рассказывали о своих блюдах, культурных традициях, семейных ценностях».
Недавно женская группа Кинешемской еврейской общины выиграла президентский грант по теме «Межнациональный женский диалог». 340 тысяч рублей будут потрачены на обучение, участие в семинарах и вебинарах женщин разных национальностей. Создатели проекта рассчитывают, что это еще больше сплотит не только кинешемских евреев, но и немцев, армян, татар и всех тех, кто сегодня живет во второй столице региона.
Рассказывая о жизни кинешемских евреев, Людмила Шлюндина говорит, что по сравнению с прошлыми годами число членов общины уменьшилось почти вдвое и сейчас их немногим более 200 человек. «Многие уезжают в Израиль. Молодые, чтобы дать детям хорошее образование, пожилые – из-за уровня медицины, - рассуждает она. – С теми, кто уехал на историческую родину, нас связывают достаточно прочные связи. Благодаря современным средствам связи мы не чувствуем, что расстаемся навсегда. Те же, кто собирается в общине, стали большой семьей. Из поездок, они привозят друг другу сувениры, в наших стенах делятся впечатлениями, помогают друг другу…»
Всех, кто переступает порог общины, встречают очень дружелюбно, считают своим долгом выслушать, помочь и обязательно напоить чаем: это еще одна добрая еврейская традиция. «Нет такого магазина, где бы предлагали приобрести дружелюбие, стремление к пониманию, сотрудничеству, умение договариваться. А ведь все религии несут идеи миролюбия, в них есть золотое правило взаимной благожелательности: не делай другому того, от чего будет больно тебе. Невозможно заставить людей любить друг друга, но можно и нужно научить взаимному уважению», - подводит итог нашей встрече Людмила Шлюндина.
Добрососедство
В старинном нашем городе
Живут народы разные.
Невидимыми нитями
Мы все друг с другом связаны.
Культура русская, язык
И ценности моральные
Объединяют горожан
Любой национальности.
А уваженье, интерес
И доброе внимание
Ведут всегда к согласию,
К взаимопониманию.
Простую эту истину
Не нужно забывать.
Доброжелательность в себе
Давайте развивать.
Людмила Шлюндина
Кстати В нашем регионе две еврейские общины – в Иванове и Кинешме. В Иваново-Вознесенске с первых лет существования города евреи в основном были торговцами и ремесленниками. В 1905 году еврейское население пострадало от погрома, направленного, против большевистских выступлений. В 1915-м в городе было открыто еврейское кладбище, застроенное в первые советские годы городскими кварталами. В 1925 году в Иванове проживало 603 еврея, в 1939-м – 1585, в 1970 году – 1363 еврея.
В российский период создано общество еврейской культуры, с 1999 года – религиозная община, с 2004-го – национально-культурная автономия. Еврейскую общину в Иванове, объединяющую сегодня около двух тысяч человек возглавляет Маргарита Шнир.