Что заставляет подростков уходить в зазеркалье?

10 февраля 2017 12:05

Зависимость молодого поколения от электронных устройств давно стала темой номер один для обсуждения среди родителей, учителей, психологов, а в последнее время – и психотерапевтов. Дети и подростки всё меньше общаются между собой, а это ведет в том числе и к росту количества подростковых суицидов… Но есть ли прямая связь между этими негативными явлениями и любовью к гаджетам? Неужели всё дело только в «злодеях»-компьютерах?

Зависимость от Интернета часто провоцируют родители

Отрицать факт зависимости в широком смысле этого слова, наверное, не стоит. Так называемое поколение Z действительно не представляет себе жизни без смартфонов и планшетов. «Петербуржский психолог Екатерина Мурашова провела эксперимент, который выявил очень интересные закономерности, – рассказывает психолог Ивановского НИИ материнства и детства Мирослава Каталова. – 68 подросткам предложили провести восемь часов без каких-либо средств связи, общение между собой тоже было запрещено. При этом дети могли читать, гулять, играть на музыкальных инструментах, заниматься своим хобби. Результаты получились удручающие: до конца эксперимента без ущерба для здоровья дошли только трое! У некоторых были отмечены настоящие неврологические расстройства: панические атаки, тремор рук, страх, озноб и пр. Некоторые думали о суициде. Всё это считается проявлением зависимости».

По словам психолога, проблема вовсе не в гаджетах, а в самих подростках, которые просто боятся оставаться наедине с собой. «Всё это от внутренней пустоты, которая, однако, возникает не случайно», – говорит Мирослава Каталова.

Все проблемы родом из семьи. Это утверждение может показаться банальным, но всё же… Человек рождается свободным от каких-либо зависимостей, впоследствии окружение формирует его характер. Чего же можно ожидать от подростка, чьи родители и сами проводят в Интернете всё свободное время, часами сидят в соцсетях, без устали играют в компьютерные игры или просто заняты самими собой?

Сбегал с уроков ради компьютера

Вот реальный пример из практики психолога. Маме 12-летнего подростка Андрея поступил тревожный звонок из школы: сын прогуливает уроки. Мальчик приходил в школу, но потом сбегал домой. Все попытки матери поговорить с сыном провалились. Внешне Андрей проявлял стремление к сотрудничеству: говорил, что начнет учиться, что в будущем хочет получить хорошую профессию, но при этом продолжал прогуливать.

В беседе со специалистом мама призналась, что еще в дошкольном возрасте мальчик часто оставался один, так как она после развода занималась собой: ходила на танец живота, курсы вязания, фитнес. Андрей в это время смотрел телевизор или играл в компьютер. И теперь, спустя несколько лет, он не представляет жизни без гаджетов. Отношения с одноклассниками не заладились. Мальчик сменил несколько школ, но нигде не смог найти друзей. Компьютер стал для него смыслом жизни и единственным товарищем.

Недавно Андрею исполнилось 15 лет. Его будущее вызывает тревогу: парень прогулял половину седьмого и почти весь восьмой класс. Его всё же перевели в девятый, и теперь подросток сам осознает, что натворил: ведь в конце года ему предстоит сдавать госэкзамены, а пробелы в знаниях по всем предметам теперь практически невосполнимы. Денег на репетиторов у семьи нет.

«На прием часто приходят родители, которые даже не знают, что такое семейные традиции, как организовывать совместный досуг, – говорит Мирослава Каталова. – Как могут они правильно взаимодействовать с детьми?»

Защитить детей от нежелательного контента пока невозможно

Интернет-зависимость приводит к печальным последствиям. Так, студентка МГУ Варвара Караулова была завербована сторонниками запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. А родители ничего не замечали вплоть до того момента, когда девушка перестала выходить на связь. Это самый громкий случай, который был обнародован. А сколько их – этих девочек и мальчиков, подростков с неокрепшей психикой, готовых поверить на слово чужому дяде, произносящему красивые слова?

В виртуальной реальности заводят даже домашних питомцев.

«Это огромная проблема, которую должны совместно решать родители и школа, – говорит директор ивановской гимназии № 44 Алексей Майоров. – При этом работа должна быть ежедневной. Информацию нужно подавать дозированно, ненавязчиво и спокойно. Например, на уроках истории или религиоведения, во время экскурсий можно рассказывать о том, что ислам не имеет ничего общего с насилием, убийствами и терроризмом. Это единственный путь убедить детей, не возбуждая в них протеста».

К сожалению, целостной государственной программы, направленной на защиту детей от нежелательного контента в глобальной сети, пока нет. И если на телевидении такие попытки хотя бы предпринимаются (многие, впрочем, считают объявляемые ограничения по возрасту пустой формальностью), то в Интернете невозможно даже это. На данном этапе родители могут заблокировать определенные сайты, но только вручную. Существующие защитные программы настолько несовершенны, что начинают блокировать всё подряд, без разбора.

Электронные учебники облегчают жизнь школьников

Создатели компьютера вряд ли думали о том, что их потомки столкнутся с подобными проблемами. Это изобретение по замыслу должно было существенно облегчить жизнь человека во многих аспектах. «С ужасом вспоминаю свое детство, когда приходилось стоять в очереди, чтобы прочитать ту или иную книгу. У современных подростков такой проблемы не может возникнуть в принципе, – говорит жительница Иванова Ксения Попова. – Легкий доступ к любой информации дает молодому поколению огромные преимущества, возможности для развития и самосовершенствования».

Сегодня гаджеты нужны детям не только для развлечения, но и для учебы. Многие школы России успешно используют электронные учебники. Новые технологии не только облегчают ранцы школьников, но и предоставляют дополнительные возможности для усвоения знаний. Так, в ивановском лицее № 33 уже довольно давно дети вместо горы учебников носят маленькие планшеты с доступом в Интернет. «Сомнения поначалу были, но мой ребенок очень быстро адаптировался, – говорит мама лицеиста Светлана Пономарёва. – Преимущества осознаются довольно быстро и возврата к книжным вариантам уже не хочется».

А еще в Интернете сегодня можно найти массу полезных развивающих ресурсов и для малышей, и для подростков. Вопрос лишь в том, каким образом использовать этот глобальный источник знаний.

«Всё хорошо в меру. Если родители и дети в семье проводят вместе время, имеют общие увлечения, интересы, то проблемы зависимости просто не возникает, – говорит Мирослава Каталова. – Жить без компьютера сегодня просто невозможно. И пока в наших силах сделать так, чтобы он не становился для ребенка единственным источником радости и общения».

Читайте также
"Золотую звезду мне и Кабаидзе вручали одновременно"
Из родниковских "Ладушек" на "Утреннюю звезду" и "Голос"
Эксперты рассказали о правилах безопасного поиска работы в Ивановской области