Музыканты из-под моста

23 августа 2016 11:51

Кто-то берет гитару и идет в переход, чтобы заработать денег на обед или долгожданную поездку в Питер. Для других подземные концерты – первый опыт публичного выступления и возможность научиться справляться с волнением. Молодежь заводит там новые знакомства и наслаждается романтикой «подземелья».

Переход – место рока и романтики

В центре города есть три точки, где чаще всего можно послушать выступление уличных музыкантов. Самое популярное и прибыльное, по словам исполнителей, – в переходе под мостом на площади Пушкина, который, кстати, называется Театральный. В течение дня здесь проходит большой поток людей, и, несмотря на то что каждый спешит по своим делам, кто-нибудь всё равно обратит внимание на «поющую гитару» и положит монетку в шляпу. Музыканты охотно выступают здесь по выходным, вечерами в будни, когда люди отдыхают и никуда не торопятся…

Илья Куфтырев в совершенстве владеет гитарой. Он окончил музыкальную школу, занимался в студии, участвовал в престижных музыкальных конкурсах, но впечатления от выступлений в переходе не может сравнить ни с чем: «Это очень атмосферное место. Здесь чувствуешь себя настоящим рок исполнителем. Таких ощущений на сцене не испытаешь. Эти стены, мост, текущая толпа помогают раскрыться, выплеснуть всю свою энергию».

Чаще всего в переходе ребята играют на акустической гитаре. Ее удобнее взять с собой, с ней можно выступать стоя. Уличных музыкантов можно увидеть и с другими инструментами: аккордеоном, губной гармошкой, укулеле (гавайский четырех- или восьмиструнный щипковый музыкальный инструмент, похожий на маленькую гитару). Многие хотели бы играть в переходе на электрогитаре, но пока ее некуда подключить. Удивляет то, что на улицу практически не выходят самородки. В голосах поющих слышатся годы, проведенные в музыкальной школе или студии.

Профессиональная подземная этика

Спеть или сыграть в переходе, особенно вечером, достаточно сложно: часто бывает, что место уже занято. Группы, выступающие здесь постоянно, составляют что-то вроде графика и знают свое время. Опоздавшим могут указать на Банный мост рядом с «Серебряным городом»: здесь расположены сразу две музыкальные точки с противоположных концов моста.

У уличных музыкантов есть своя профессиональная этика. «Если видишь, что место занято, не встаешь ближе чем в 20 метрах, чтобы не мешать и не переманивать прохожих. Бывали потасовки и даже драки, но в основном люди уважают друг друга и никто выступления не портит», – рассказывает «старейшина» перехода Алексей Матвеев, выступающий на улице с губной гармошкой уже больше 10 лет. Бывает так, что музыканты знакомятся, общаются, объединяются в большие компании, играют по очереди, поют вместе, а прибыль потом делят между собой.

«Мне неважно количество денег, что я заработаю. Иногда забываю даже поставить чехол от гитары под мелочь. Намного важнее то, что тебя оценили и твоя музыка понравилась. Пусть даже 10 рублей спустится с детской ладошки в твою сумку – это очень сильно трогает эмоционально. Иногда бывает, что играешь песню хорошую, а толпа никак не реагирует. Как будто тебя и нет. Вот это самое неприятное. Поэтому даже простые аплодисменты от веселой молодой компании очень греют», – делится молодой уличный музыкант Артём Петров.

Заработал жене на операцию

Выступления на улице – это непостоянный и нестабильный способ заработка. Толпа – слушательница капризная. «Играть на гитаре я научился самостоятельно еще в детстве. Сейчас учусь в университете. Долго откладывал на новую 12-струнку. Теперь она меня в прямом смысле слова кормит. Прихожу, кладу на землю чехол. Стою час-два. Зарабатываю рублей 100 и иду обедать. Кидают в основном мелочь. За целый день набирал до двух тысяч. За неделю как-то заработал себе на билет в Питер и обратно. Но можно стоять месяцами и не заработать ничего – как повезет, – делится своим опытом Виталий Шашков. – Иногда люди останавливаются, слушают, даже фотографируются со мной. В другой раз – пройдут мимо, еще и обругают: мол, мешаю».

Уличные концерты – нестабильный вид заработка.

Николаю Дмитриеву сейчас уже тяжело преодолевать лестницы, ведущие в переход. А раньше его часто можно было видеть там с гармонью. Маленькая пенсия и высокие цены на лекарства заставили задуматься о дополнительном заработке. Родственников у Николая в Иванове нет, все разъехались. Осталась почти ослепшая жена. Денег на операцию по восстановлению зрения им не хватало, поэтому мужчина взял свой музыкальный инструмент и пошел в переход. «Я думаю, что это намного лучше, чем сидеть, давить на людскую жалость и просто просить милостыню с протянутой рукой. Играя на инструменте, я дарю людям музыку, за которую они могут заплатить, если захотят. Я зарабатываю эти деньги трудом», – говорит Николай.

За пять месяцев ему удалось собрать сумму, необходимую жене на операцию. «Приходилось играть даже зимой. Надевал на руки перчатки с открытыми пальцами, брал с собой табуретку, садился и играл, пока совсем не замерзну. А в переходе как-то теплее и снегом к тому же не засыпает».

Самые прибыльные – Цой и Высоцкий

Чтобы не уйти совсем без копейки, музыканты советуют заранее подготовить репертуар. Исполнять нужно позитивные песни: «Люди идут на работу или возвращаются домой после тяжелого дня. И настроение у них, как правило, не очень. Веселая мелодия немного приободрит, и человек обязательно кинет вам монетку в знак признательности», – рассказывает Николай Дмитриев. Песни также должны быть популярными, чтобы прохожий мог подхватить слова и запеть, обратить внимание, остановиться. «В переходе выступаю не так давно, но уже понял, как это работает. Всегда припасаю несколько песен Высоцкого, Кипелова – то, что люди любят. Однажды исполнял песню «Перемен!» Цоя. Подошел пожилой мужчина и сунул в руку 150 рублей. Поблагодарил за возможность вспомнить молодость. Пытаюсь ориентироваться на аудиторию, для молодежи специально переписал под акустику тексты популярного репера. Пою и собственные песни, но они пока неузнаваемы», – рассказывает студент РГТЭУ Марат Зимнуров.

«Однажды ко мне подбежал молодой человек, передал бумажку и попросил сыграть «это» для девушки в зеленом, которая пройдет сейчас мимо. На смятом листке было написано: «Сплин «Маяк». Признаюсь, тогда я вообще не был знаком с этой песней. Хорошо, что оказался под рукой Интернет. Послушал песню, посмотрел аккорды. Парень, как я понял, прощения у девушки просил. Под мое исполнение получилось очень романтично», – вспоминает Виталий Шашков.

«Аниматоры» помогают привлечь слушателей

Количество заработанных денег в большей степени зависит от того, сможет ли музыкант привлечь к себе внимание толпы. Поэтому, чтобы выступать в переходе, нужно иметь определенную харизму. Потому многие ребята приходят целой компанией и обязательно берут с собой «аниматора» – человека, который сможет привлечь толпу, подогреть ее интерес.

Вячеславу Кощенко недавно исполнилось 40 лет, но в переход он спускается не только для того, чтобы попасть на другую сторону дороги: мужчина помогает своему 14-летнему сыну Максиму заработать деньги на нового «железного коня». «Считаю, что если ребенок хочет новый телефон или велосипед, нужно не покупать вещь по первому требованию чада, а дать ему возможность заработать самому, помочь это сделать», – уверен отец.

Вячеслав пишет на картонке: «На велосипед». Берет в руки шляпу. И пока сын с другом исполняют блюзовую композицию, подыгрывает парням на губной гармошке, останавливает прохожих и с улыбкой просит помочь собрать деньги на мечту. Он предлагает людям вместе спеть, задает вопросы, просит назвать любимую композицию, чтобы исполнить ее. Некоторых такая активность раздражает, но большинство откликаются и оставляют в шляпе несколько монет.  

Читайте также
Победители всероссийской "Семьи года" из Ивановской области получат региональную поддержку
Россия достигла небывалых показателей по цифровизации
"Медсестра – это руки врача": один день из жизни травмпункта