В Кронштадте приходилось жить в киосках "Союзпечати"

18 декабря 09:00

В составе 260-й отдельной бригады морской пехоты Анатолий Лысов в Великую Отечественную участвовал в обороне Ленинграда, сражался за освобождение Эстонии и территории в направлении Кёнигсберга

Получил аттестат зрелости, на следующий день – повестку

С Анатолием Лысовым я познакомился в начале двухтысячных. Имя ветерана Великой Отечественной войны занесено в Почетную книгу Савинского района, где он с декабря 1970 года в течение двенадцати лет работал в должности первого секретаря райкома КПСС. Даже находясь на заслуженном отдыхе, фронтовик не сразу нашел свободное время для нашей встречи: спешил навестить в больнице боевого товарища, затем его ждали в школьном музее боевой славы, на заседании областного совета ветеранов.

СПРАВКА. Анатолий Лысов родился 9 июля 1924 года в селе Огренево Гаврилово-Посадского района. В 1933-м семья переехала в Кохму, где Анатолий окончил среднюю школу. В 1942 году призван в действующую армию. В составе 260-й отдельной бригады морской пехоты участвовал в обороне Ленинграда, в боях за овладение островами Бьеркского архипелага, за освобождение Эстонии и территории в направлении Кёнигсберга. За участие в боях отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Ленинграда", "За отвагу", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". В мирное время был удостоен многих правительственных наград, в числе которых орден Трудового Красного Знамени, имя ветерана занесено в Почетную книгу Савинского района. В 1985 году Анатолию Лысову присвоено воинское звание подполковника.

По убеждению Анатолия Александровича, он прожил жизнь, типичную для гражданина Советского Союза. Общественно-полезные установки молодежи предвоенного поколения, считал подполковник в отставке, были сформированы советской школой, которая и обеспечила своим воспитанникам тот запас идеологической прочности, что помог молодым красноармейцам выстоять под напором фашистского нашествия.

Бывший фронтовик с теплотой вспоминал Кохомскую школу, которая и дала путевку во взрослую жизнь. А когда в первые дни войны его отца призвали в армию и мать осталась с тремя детьми на руках, именно учителя помогли 17-летнему юноше устроиться на должность военрука в пионерский лагерь. Там он наравне со старшими коллегами готовил подростков к труду и обороне государства.

В июне 1942 года Анатолий получил аттестат зрелости, а на следующий день – повестку на призывной пункт. На месте сбора новобранцам выдали в дорогу по две буханки хлеба. Длинный товарняк повез вчерашних школьников куда-то в западном направлении (как позже выяснилось, к ленинградским рубежам).

130 вылазок на побережье Финского залива

На одной из пристаней Ладожского озера ивановских призывников распределили по трем небольшим кораблям – началась опасная переправа в осажденный гитлеровцами город. В пути над флотилией, как грозовая туча, нависла вражеская авиация и лавиной непрекращающегося огня обрушилась на беспомощные суденышки. Вырваться из-под обстрела удалось только одному экипажу.

Пережив ужас первого столкновения со смертью, Анатолий Лысов прибыл в Ленинград. Вскоре его перебросили в распределительный пункт Кронштадта. Молодой курсант прилично разбирался в тригонометрии, алгебре, физике, поэтому был причислен к группе артиллеристов-разведчиков.

Вскоре среди сослуживцев прошел слух о том, что командование формирует отряд штурмовиков. Кохомчанин приложил все возможные усилия, чтобы оказаться в составе 260-й бригады морской пехоты. В ее рядах он сражался до самого окончания Великой Отечественной.

Перед морскими пехотинцами была поставлена весьма нелегкая задача: в суровых условиях зимы продержать оборону на льду Финского залива, оказывая отпор окопавшимся в Петергофе фашистам.

"По полмесяца жили в привезенных из города будочках "Союзпечати", для маскировки засыпанных снегом, – рассказывал Анатолий Александрович. – Потом пятнадцать дней отогрева, и снова заступали на вахту". Их разведывательная рота за этот период совершила не менее 130 вылазок на побережье Финского залива, обеспечивая командование достоверными сведениями.

Освобождение островов затянулось

В начале лета 1944-го балтийцы-десантники участвовали в освобождении Бьеркского архипелага (недалеко от Выборга). Вначале разведывательную группу, в которую входил Анатолий Лысов, высадили на остров Пийсари. Неожиданно для первопроходцев, вопреки имеющимся сведениям, здесь крепко зацепился сильный вражеский гарнизон, который встретил советских разведчиков артогнем.

На помощь окопавшимся на острове фашистам подошли еще и вызванные ими корабли, которые стали обстреливать занятые нашими бойцами позиции. Боевой пыл врагов, перехвативших инициативу в свои руки, резко поубавила вовремя подоспевшая на подмогу морпеховцам авиация. Тем не менее боевые действия на острове приобрели затянувшийся характер. Только к 23 июня занятый гитлеровцами архипелаг был окончательно отвоеван у противника, и это означало успешное завершение Бьеркской освободительной операции.

"Бои за острова велись действительно жаркие, – вспоминает их непосредственный участник. – Наша разведрота потеряла тогда пять человек. Казалось бы, немного. Но это же молодые, хорошие ребята, отчаянно смелые, жизнелюбивые. Я и сам получил контузию от разрыва снаряда. Но, как говорится, физическая боль с течением времени притупляется и даже проходит, только не перестает саднить душевная рана – память, которая постоянно ноет в сердце каждого ветерана-солдата".

Фронтовик отметил, что в их 260-й бригаде плечом к плечу с мужчинами воевала и отважная ивановка – Анастасия Волкова, которая за проявленное в сражении за Бьеркские острова мужество была награждена медалью "За боевые заслуги" (о ней "ИГ" подробно писала 15 июля).

По Таллину в одиночку не ходили

После успешно проведенной островной операции десантные корабли доставили морскую пехоту под Нарву, где началось наступление за освобождение столицы Эстонии. В итоге двое бойцов из той же разведроты, в которой служил Анатолий Лысов, водрузили знамя над таллинской ратушей.

По словам непосредственного участника прибалтийской операции, пребывание наших войск на бывшей оккупированной территории осложнялось бандитскими вылазками "лесных братьев" и их пособников. Поэтому в одиночку на таллинских улицах, согласно распоряжению руководства, не появлялись – выходили группами.

Отношение городского населения, натерпевшегося от гитлеровских солдат, пережившего зверство расправ над мирными жителями, например, в прибрежном поселке Люга, было дружелюбным. "Советскую армию, вступившую на территорию Прибалтики, – констатировал морпеховец Лысов, – приветствовали как освободителей".

Последний бой, завершающий фронтовую эпопею Анатолия Александровича, произошел на косе Фрише-Нерунг (в районе современного Балтийска Калининградской области). Высадка десанта происходила 26 апреля 1945 года. Морпеховцы оказались по плечи в ледяной воде. Достигнув берега, десантники быстро определили главные объекты противника и, невзирая на превосходство вражеских сил, нанесли сокрушительный удар.

"В тот день мы отвоевали у фрицев полоску земли, которая могла бы стать для них спасительной, потому что была единственной возможностью их сухопутного бегства", – отметил ветеран Великой Отечественной.

Стал уполномоченным по делам религий

После капитуляции Германии 260-я бригада морской пехоты была откомандирована в Севастополь, а Анатолий Лысов переведен на службу в Таллинский флотский экипаж. Позже нашего земляка направили в формируемую уже для решения мирных задач Балтийскую географическую экспедицию. Он участвовал в топографических и геодезических исследованиях в должности техника-гидрографа, а затем старшего инженера. За это время Анатолий Александрович окончил высшие офицерские курсы, получил звание старшего лейтенанта. Демобилизовался в 1956 году.

Казалось бы, перед молодым, энергичным офицером, вышедшим победителем из страшной войны, были открыты любые жизненные дороги. Однако Анатолий Лысов вернулся в село Огренево Гаврилово-Посадского района, где жили его отец и мать. Бывшего фронтовика приняли на должность инструктора в местный райком КПСС.

Когда в 1962-м Анатолий Александрович заочно окончил высшую партийную школу, а затем – педагогический институт, получил новое назначение: стал вторым секретарем Родниковского районного комитета партии, затем возглавил Савинский райком.

В 1982 году Лысов стал уполномоченным по делам религий при Совете министров СССР по Ивановской области. С этой должности он и ушел на заслуженный отдых.

Однако сдаваться в плен возрасту и болезням было не в характере героя. Многие годы уже на общественных началах Анатолий Александрович возглавлял областной совет ветеранов, почти десять лет руководил комиссией по работе с молодежью, активно участвовал в создании музеев трудовой и боевой славы на предприятиях и в учебных заведениях области. Беспокойное сердце ветерана перестало биться 21 августа 2008 года.

Рубрику "Они сражались за Родину "ведет Илья Надеенский

Читайте также
В Палехском районе утонул рыбак, вышедший на непрочный лед
46 тысяч ивановцев не смогут выехать за границу из-за долгов
Кинешемец за шапочку с Чебурашкой заплатил 14 тысяч