Группа родилась в поездке за пластинками
– Недавно группе "Чайф" исполнилось 40 лет. По меркам человеческой жизни – возраст расцвета, по меркам музыкального коллектива – уже весьма солидный. Когда вы начинали, могли предположить, что "Чайф" – это всерьез и надолго?
– Мы тогда вообще ничего не загадывали. Всё начиналось в школьном, а позднее – студенческом ансамблях, и сверхзадачей было оказаться парнем с гитарой, играть на сцене. Потом – ряды Советской армии и начало взрослой жизни – свадьба, рождение ребенка. Но музыка продолжала звучать в голове и просить выхода на слушателя.
Так как мы с друзьями были страстными меломанами, то регулярно ездили электричкой на толкучку за пластинками. В одну из таких вылазок разговорились о русском роке, решили, что надо начинать свою музыкальную деятельность. Так всё и началось. Днем работали, по вечерам – репетировали дома. Жены не были против, а нам было важно чувствовать, что мы живем не столько бытом, сколько творчеством.

Владимир Шахрин: "Важно, чтобы пластинка крутилась, чтобы компакт-диск можно было подержать в руках". Фото: Андрей ЕГОРОВ
Благодаря таким энергичным людям, как Николай Грахов и Илья Кормильцев, был создан Свердловский рок-клуб, частью которого мы стали. Году в 1989-м к нам пришло осознание, что мы группа, записи которой известны по всему Советскому Союзу. Начали поступать предложения о гастролях. Нас пригласили сделать профессиональную запись в Санкт-Петербурге, ставшую первой виниловой пластинкой "Не беда" и выпущенную фирмой "Мелодия" миллионным тиражом.
К тому времени мы были взрослыми людьми, с работой и семьей. Музыкальная карьера не гарантировала, что мы станем успешной группой. В общем, выбор был серьезный. Мы решили рискнуть и вот с тех пор рискуем (смеется).
– А в чем, по-вашему, феномен Свердловского рок-клуба. Ведь именно из него в свое время вышли группы, прогремевшие на всю страну?
– Как известно, Урал славится сказителем Павлом Бажовым. И все его сказы – о людях, умеющих делать свое дело хорошо. Не ради денег, а ради результата. Давайте вспомним "Каменный цветок", где Данила-мастер был достаточно успешным ремесленником, но для души ему хотелось сделать что-то такое, чтобы удивить Хозяйку Медной горы. Вот и мы примерно так же всем своим творческим путем хотели удивить Хозяйку. Так как город наш совсем не купеческий, то и люди у нас простые и работящие. И мы такие. Старались делать по-уральски хорошо и, главное, – самобытно. Я думаю, именно в этом секрет того, что такие группы, как "Урфин Джюс", "Трек", "Наутилус Помпилиус", "Настя", "Апрельский марш", "Агата Кристи", "Смысловые галлюцинации", "Чайф", непохожи друг на друга, но всех нас объединяет энтузиазм и самобытность. Фигурально выражаясь, нам удалось познать секрет Данилы-мастера.
Стыдно за некоторые перестроечные песни
– Ваши песни за четыре десятилетия прошли огромный путь вместе со страной. Оглядываясь назад, есть композиции любимые и нелюбимые?
– Есть, наверное, песни, за которые несколько стыдно, ибо написаны они под влиянием перестроечных лозунгов... Как бы их можно принять, ведь из текстов слов не вычеркнешь, но глядя из нынешнего времени, я думаю, что лучше бы песен тех вовсе не было.
Это слишком самонадеянная "Где вы, где, чья работа была в 30-х"... Нельзя мне было под влиянием журнала "Огонек", не разобравшись в непростой ситуации тех лет, браться за столь серьезные темы и уж тем более кого-то осуждать. Или, допустим, "Песенка про гадость" – мой нелепый протест против атомной энергетики, написанный под влиянием экоактивизма "Гринпис" и прочих "зеленых" движений. Я был очень наивен, не понимал, что за всеми этими "зелеными" стоят какие-то сомнительные либеральные структуры и теневые правительства. С промытыми мозгами пел про атомную электростанцию "я не хочу, чтоб эта гадость была рядом со мной". Сейчас, побывав на АЭС, понимаю, насколько высокого уровня эти технологии, какие профессионалы там работают, какие меры предосторожности они используют, с какой ответственностью подходят к делу. Я ни за что не написал бы эту песню ныне...
Вот знаете, даже неважно, как ты относишься к атомной энергетике, но надо уважать труд людей, гордиться достижениями своей страны. Ну что поделать... Песни эти уже есть и есть люди, которым они даже нравятся.
"Цифровое ощущаю неким полуфабрикатом"
– Насколько для вас в век цифровизации важно, чтобы музыка обретала физическое воплощение в виде вращения пластинки? Или же всё это излишне в наше время?
– Для нас важно: чтобы пластинка крутилась, чтобы компакт-диск можно было подержать в руках и послушать музыку не в mp3, а в хорошем качестве. Цифровое я ощущаю неким полуфабрикатом, материальное – готовым продуктом. Вот, знаете, мы репетируем новые песни, подолгу работаем над их записью в студии. У меня дома записан cd-r диск или флешка с новыми песнями, но это всё не то... А когда официально выходит компакт-диск или пластинка – он уже слушается по-другому, воспринимается иначе, особенно спустя время, когда ты берешь в руки винил, смотришь на него и с ним связаны воспоминания. Я твердо убежден, что музыка – сама по себе нематериальная – нуждается в материальном воплощении, фиксации.
Заказные концерты выгоднее гастрольных туров
– У меня есть ощущение, что сегодня музыка, искусство в целом утратили ту роль, которую играли в жизни людей лет 30 назад, став неким фоном…
– Определенно это так. Мы ждали выхода нового альбома группы "Лед Зеппелин" как целого события. Собирались компанией его послушать. Внимательно, по 20-30 раз прослушивали пластинку от первого до последнего аккорда. Сейчас у музыки, конечно, более утилитарное назначение. Именно что фоновое. Включить в машине, погрустить, потанцевать, принять пищу. Староверы, такие как мы, продолжаем ждать выхода нового альбома своего артиста. Но всё равно нет былого трепета. Для нас музыка была духовной пищей, которую мы ели на завтрак, обед и ужин. Сейчас этого совсем нет.
– Ваша основная аудитория – люди, которые росли на ваших песнях в 1980–1990-х годах, или молодежь? Можно ли считать вашу музыку своеобразной нитью, связующей поколения?
– На наших концертах довольно много молодых людей. Особенно когда залы с партером, где можно стоять. Им хочется, чтобы музыка их "качала" (смеется). На таких концертах, как в Иванове, всё несколько иначе: первые ряды дорогие и в них сидит взрослая, состоятельная публика, а молодежь где-нибудь на галерочке вдалеке танцует. Но мы видим их и радуемся.
– Концерт дает обмен энергетикой с залом? Подпитывает?
– Да! Честно говоря, гастрольный тур – не самая экономически выгодная история. Играть какие-то праздничные заказные концерты – в дни городов, дни металлургов – гораздо проще и выгоднее. Но мы же не ремесленники, мы по-прежнему хотим удивить Хозяйку Медной горы, поэтому и отправляемся в гастрольные туры.
Там, где есть свои минусы, есть и плюсы. Потому что живой концерт, как в Иванове, это своеобразный спектакль, музыкальное путешествие, внутренняя драматургия. Когда люди под наши песни переживают целый спектр эмоций, старшие в душе становятся молодыми – это магия, возможная только на таких вот больших концертах, как в Иванове, когда зритель приходит только на тебя. Это очень ценные, непередаваемые ощущения и для нас, и для публики.
СПРАВКА. "Чайф" – советская и российская рок-группа, образованная Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым и Олегом Решетниковым в Свердловске в 1985 году. Коллектив прочно вписал свое имя в пантеон российских рок-легенд, выпустив почти два десятка студийных альбомов, и еще столько же концертных альбомов и сборников. Песни "Чайфа" "Аргентина – Ямайка", "Не спеши", "Пусть всё будет так, как ты захочешь" любимы слушателями разных поколений.




