Городская среда не терпит усредненности

11 октября 10:10

Самые достойные архитектурные объекты в Иванове – памятники конструктивизма

В первый понедельник октября отмечался Всемирный день архитектуры. Один из самых титулованных зодчих нашей области – Александр Захаров. Его суждения, оценки объектов архитектуры основаны на огромном опыте (был главным архитектором Кинешмы и Иванова, преподавал в вузе, под его руководством в области спроектировано много домов и микрорайонов). Возможно, его точка зрения для кого-то покажется спорной. Но, думается, к Мастеру стоит прислушаться. 

Фабриканты тратили деньги и на красоту

Среди знатоков архитектуры бытует мнение, что российские фабриканты, начиная с середины XIX века, возводили производственные здания с дорогостоящими "архитектурными излишествами" – в утилитарных целях. Своих детей, потом внуков основатели фабричного производства нередко отправляли учиться в университеты Европы. А там будущим инженерам в течение всех пяти лет обучения преподавали… архитектуру. Так что специалисты в области переработки хлопка, металлургии, химии знали, что архитектура влияет на культурный уровень населения. А качество продукции зависит не только от образования, опыта рабочих, но и от их культурного уровня. 

"Фабриканты, – считает Захаров, – строили больницы, богоугодные заведения с искусством. Возводили не на пять лет, а на сто и более, чтобы здания и спустя долгое время не устаревали морально. Поэтому наши фабрики с декоративными элементами зданий, с коваными фонарями выглядят очень симпатично... Тогда старались всё делать красивым – и ложечки, и чемоданы, и другие предметы быта. Это было общекультурным явлением. Архитектура – искусственно создаваемая среда, обеспечивающая комфортабельные условия для жизни и деятельности человека". 

ШТРИХ. Мало кто может назвать день и час, когда он решил, кем хочет стать. А вот Александр Владимирович Захаров знает: "Случилось это 5 мая 1973 года в 14 часов. Мне было 15 лет. Мы с двоюродной сестрой пошли в кино под названием "Любить человека". Оно – про архитектора. Герой думал, какие условия жизни должны быть у советского рабочего. Меня это зацепило и вдохновило. Получилось, что на всю жизнь".

Иваново глазами архитектора

– У вас есть любимое место в Иванове, которое вы цените как архитектор?

– Сложный вопрос. В городе практически нет архитектурных ансамблей. Единственный такой комплекс, я считаю, это вузы на Шереметевском проспекте. И то – без завершения. Там должно быть два памятника – Ломоносову и Менделееву. И там есть построенный в 1970-е корпус химуниверситета, который называют "банкой". Хорошее здание банкой не назовут. Его архитектура – интересна, но не на этом месте. Место такого здания, например, на проспекте Строителей. А когда его "всунули" рядом с выразительным зданием медакадемии, напротив шедевра академика Фомина…  

Мне нравится улица Садовая. Это среда, наполненная неким образом. И памятник Отцу (Афанасьеву) его не нарушает: он сомасштабен среде. А больше в городе образов нет. Если говорить о площади Революции, там здания нескольких эпох. И XIX век, и 30-е, и 60-е годы ХХ века. В 1930-е по всей стране для областных центров были сделаны проекты площадей. И у нас был крупномасштабный проект в стиле конструктивизма на площади Революции. Там должны быть два здания, одно из которых построено вдоль всего Аптечного переулка. Такое же должно быть вдоль улицы 10 Августа, между ними – две административные башни. Если бы проект реализовали, я уверен, мы бы этим комплексом сейчас гордились. К сожалению, не получилось. 

– А площадь Ленина?

–Там с одной стороны – сквер, с другой – усадьба XIX века. Все здания – разных стилей: и классика, и готика, и конструктивизм. Памятник Ленину стоит лицом к проходящим колоннам демонстрантов, но к площади-то боком! (Первый памятник, установленный в 1924-м, был установлен лицом к площади, и вождь смотрел на демонстрантов, подходивших с площади Пушкина. – В. М.) Это не организованная площадь, а застроенное пространство.

– Есть в Иванове объекты, которыми мы можем гордиться?

– Весь конструктивизм! Это самое достойное, что у нас есть. Конечно, есть и модерн, и классика, и дом Дюрингера, и здания фабрик шикарные... К сожалению, многое разрушается. Дом-подкова, к примеру, зажат недавно построенным зданием магазина. Дому-кораблю ничего не мешает, и это хорошо. Увы, он требует ремонта. Как и 400-квартирный дом... Есть вещи, которые надо не просто сохранять: их надо представлять как достоинство города. 

В Палехе можно пообедать в "Kafe"

– Есть в области города, где архитектура – в более-менее приличном состоянии? То есть приезжаешь в город и видишь его образ, отличный от других.

– Лух. У него идеальная для города радиально-кольцевая планировка. Там не было активной деятельности, потому город сохранился.

В Палехе, на мой взгляд, тротуарная плитка на площади должна быть в стиле узора на палехской шкатулке. Да, дорого. Но красота требует жертв... Кстати, в Палехе, этом центре древнерусской живописи, можно зайти пообедать в заведение, на котором написано: "Kafe" – на английском языке. Мы что, так себя не любим?

Шуя – шикарна. Здесь много домов с отремонтированными фасадами. Понятно, что в основном в центре. Там пространство центра хорошо организовано: есть акцент – колокольня, а вокруг – комплекс исторических зданий. Памятник установили тоже грамотно. Пространство обобщено, есть завершенность ансамбля. 

Плёс – это как антикварная вещь. Всё в стиле, масштабе. Асфальт стали заменять на брусчатку и плитку. К этому надо стремиться, если хотим сохранить образ города. Конечно, не во всём городе (верхней его части), а хотя бы в исторической. 

В Кинешме на центральных улицах и предприятия построили, и ангар есть. Площадь Революции никогда такой, как сейчас, не была. Снесены торговые ряды, два храма и часовня. Построили высокий речной вокзал – и загородили вид от площади на Волгу. Здание универмага – типовой монстр.

Стратегия развития не всегда совпадает с личными желаниями

– Бывает, люди протестуют против возведения объектов рядом с их жильем... 

– Проблема, конечно, существует. Люди привыкают к пространству, в котором живут. Но есть стратегия развития города. Это может быть расширение дорог, уплотнение застройки, прокладка инженерных коммуникаций. Порой людям не нравится, что их дома оказываются у края будущей дороги. Но это неизбежно. Если бы мы не трогали существующую застройку, то до сих пор жили бы в селе... Когда мне довелось быть главным архитектором Иванова, приходилось сносить незаконно возведенные гаражи. И что, из-за недовольства людей их надо было оставить навсегда? 

– Есть ли такая проблема: жителям обещают, что рядом с их домом возведут двухэтажное здание, например магазина, а на этом месте появляется... небоскреб. Такое возможно?

– Всё возможно. Но дело в начальной градостроительной документации. На каждый земельный участок существует регламент. Если там застройка высотными зданиями, то, скорее всего, магазин строить нельзя. А разговоры могут быть любые. 

– Вы поддерживаете ограничения на размещение уличной рекламы, чем занялась Ивановская городская администрация?

– Поддерживаю. Недавно ехал мимо одного из торговых центров. Рекламы на здании – как в Шанхае. Надо не только призывать приобретать какие-то товары, но и учитывать архитектуру, пространство, где мы живем. Рекламой нужно управлять, регламентировать ее. Историю с "распоясавшейся" рекламой пережили и Москва, и Петербург. Помните, раньше магазины одной из торговых сетей были обшиты сайдингом, окна закрыты щитами? Как сараи. Жуть была! Сейчас они бренд поменяли: огромные стекла, свет, всё стало выглядеть более современным. Объекты украшают город... Я – за современный дизайн общественных мест.   

Авдотьинский "Иван" брутален, а "Марья" – пластична

– Когда вы проектируете здания, микрорайоны, из чего исходите? 

– Всегда исхожу из места. Часто оно само подсказывает образ. Конечно, задание архитекторам ставит застройщик. И мы можем предложить для проектируемых зданий или микрорайонов образ. Нельзя же ставить только типовые дома. А то получится, как в фильме "С лёгким паром"... У меня, к счастью, все дома разные. Микрорайон Преображенский, что слева от улицы Суворова, рядом с Преображенским храмом, – в стиле неоклассики. Дома находятся на пересечении пяти непрямых улиц, на перекрестке нет прямых углов, потому комплекс состоит из двух зданий, которые расположены под непрямым углом друг к другу. У домов нет углов. На их месте – цилиндровые лоджии.  

Комплекс "Иван-да-Марья" на улице Революционной в Авдотьине решен так: дом "Иван" – в жестких обострённых формах: прямоугольные балконы и другие элементы. А "Марья" – пластичная, с кокошниками. Еще дальше в том микрорайоне, на улице лейтенанта Жидкова, – комплекс "Самоцветы". Там большое пространство, место открытое, есть гора. Каждое здание имеет своё название, а цвет определяется цветом камня. 

Микрорайон Ильинка зажат по окраинам, здесь шибко не разбежишься. Я не люблю серость. Хочется, чтобы люди шли домой и радовались, чтобы не унылые дома их встречали. Потому там много цвета... В микрорайоне Просторный – дворы без машин, в них нет проездов, а парковка – с внешней стороны комплекса. Архитектура трехэтажных домов камерная, – козыречки, фронтончики. 

Микрорайон "Ильинка" зажат по окраинам и, чтобы избежать серости, здесь много цвета

Вернемся к началу разговора. Фабриканты вкладывались в дизайн, эстетику. Сейчас часть наших предпринимателей заниматься этим не хотят. После себя мы должны оставить красивый, ухоженный город, а не новый Шанхай. У нас есть и застройщики, кто готов сделать несколько дороже, чтобы оставить добрый след. Таким власть обязана помогать. Чтобы мы могли гордиться тем местом, где живем. Надо быть достойными наших предшественников.

Владимир МАРТЫНОВ

Читайте также
"Стратус" и гриппозный микс нападут на непривитых ивановцев
Урологи из Ивановской областной больницы провели две сложные операции в Кинешме
Почти все ивановские гостиницы подтвердили качество оказываемых услуг