Отец родился в Кинешме
В процессе просмотра метрических книг Успенского собора Кинешмы автору этих строк попалась интересная запись о рождении, выбивающаяся из общей массы. "Актовая запись № 26 от 17 июня 1909 г. о рождении 28 апреля сына Виталия. Родители: дворянин города Варшавы, состоящий на службе в городе Кинешме, Станислав Львович Савари римско-католического вероисповедания и законная жена его, Ольга Густавовна, православного вероисповедания…"
Необычная фамилия и принадлежность к дворянскому сословию в данной метрической записи побудили меня набрать в поисковой строке браузера: "Станислав Савари". Сразу по первой ссылке передо мной предстала следующая информация: "Станислав Витальевич Савари (родился 1 июля 1934 года в Ташкенте) – пианист, народный артист Украины (1994), профессор и заведующий кафедрой концертмейстерского мастерства Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева, главный концертмейстер Донецкой областной филармонии".
Через руководителя Донецкой филармонии, депутата Народного совета ДНР Александра Порецкого мне удалось выйти на связь с народным артистом. Я задал Станиславу Савари ряд вопросов, прежде всего о его связи с нашим регионом. Первое, на что я обратил внимание, это голос собеседника: яркий и живой – так и не скажешь, что человеку за 90 лет.
Социальное происхождение сказалось на будущем детей
– Станислав Витальевич, вы знали, что ваш папа родился в Кинешме?
– Знал, у него даже в паспорте это было указано. Но больше никакой информации не имелось – в семье про это особо не говорили. Мне же всегда были интересны подробности. Когда со мной связались и сказали, что в Иванове нашли запись о рождении папы, я очень обрадовался и удивился, что спустя годы кто-то этим заинтересовался.
– А как так получилось, что ваш папа родился в Кинешме, а вы – в Ташкенте?
– Мой дед – Станислав Савари – будучи по профессии бухгалтером, работал в разных банках Российской империи. Видимо, когда родился мой папа, дедушка служил в Кинешме. В этом волжском городе семья Савари проживала примерно до 1913 года. Затем деда перевели по службе во Владимир, где он работал вплоть до революции. В советские годы социальное происхождение дедушки негативно сказалось на будущем его детей...
– В средствах массовой информации пишут о том, что ваши родовые корни уходят к французскому политическому и военному деятелю, адъютанту и доверенному лицу Наполеона Рене Савари. Это правда?
– Нет, неправда. Эту версию в свое время высказал мой дядя, который не владел точными биографическими сведениями. После я встречался с французским послом, который окончательно опроверг эту информацию. Как я выяснил, мой прапрадед Бенджамин Савари – выходец из Швейцарии.
Дедушка пел, как Робертино Лоретти
– Как вы пришли к музыке?
– Любовь к ней мне прививал дедушка, который очень неплохо музицировал на рояле. В детстве он получил музыкальное образование. Еще и пел хорошо. Его голос был похож на голос Робертино Лоретти.
Так получилось, что в детстве я заболел полиомиелитом и меня полностью парализовало. Меня показывали многим врачам, но они только разводили руками. В процессе лечения приходилось терпеть бесконечные операции и долгие мучительные месяцы восстановления. Настоящим утешением мне служил купленный мамой патефон с одной-единственной пластинкой. На ней была ария Кочубея "Три клада" из оперы Чайковского "Мазепа". Как только мелодия заканчивалась, я заводил патефон снова. Когда слушал музыку, забывался, и боль отступала. Эта единственная пластинка и определила навсегда мою любовь к классике.

Станислав Савари в детстве с бабушкой и дедушкой (Ташкент, 1940-е годы)
Родители, видя мое неравнодушие к музыке, пригласили соседку, преподавателя консерватории Ташкента, которая и обучила меня игре на рояле дедушки. Затем я ходил в музыкальную школу, за год до окончания которой меня пригласили в консерваторию. После первого курса я почувствовал, что мне стало мало одного факультета фортепиано, и я параллельно поступил на музыковедческий.
– А как вы оказались в Донбассе?
– В Донецк я приехал в 1969 году по всесоюзному конкурсу – там как раз открылась музыкальная академия. Я прилетел в аэропорт 26 августа. Навсегда запомнился тот день: гремела музыка, народ нарядный, везде флаги, транспаранты. Думаю: что такое, неужели меня так встречают? (Улыбается.) Оказывается – День города и День шахтера. И не просто День города, а 100-летний юбилей Донецка! С тех пор я стал дончанином и полюбил этот город.
Аккомпанировал Галине Улановой
– С кем из известных артистов вам удалось поработать?
– За свою концертную жизнь я выступил во всех столицах союзных республик, играл в Кремлевском дворце съездов, в большом зале Московской консерватории. За годы профессиональной деятельности пересекался со многими артистами. Аккомпанировал советской и узбекской балерине, народной артистке СССР Галие Измайловой, оперному и камерному певцу, также народному артисту, лауреату трех Сталинских премий и кавалеру трех орденов Ленина Марку Рейзену. Я работал с народными артистами Украины Николаем Момотом, Алиной Коробко, Валентином Землянским. Но особо мне запомнился случай, когда по стечению обстоятельств я аккомпанировал великой балерине Галине Улановой.
– А чем вы занимаетесь сейчас?
– Несмотря на то что я давно на пенсии, продолжаю ежедневно заниматься преподавательской деятельностью, в том числе из-за того, что являюсь единственным специалистом в своей области.