Те, кому мы доверяем самое дорогое

27 сентября 10:10

Накануне Дня работников дошкольного образования, который отмечается 27 сентября, "ИГ" узнала мнение педагогов и родителей по поводу роли детсадов в жизни малышей

Разговоры о патриотизме и гуманизме

Дмитрий ТВЕРДОСТУП,  педагог-психолог дополнительного образования центра "Перспектива" (Иваново): – Воспитывать ребят в детских садах, как и в любых других образовательных организациях, безусловно, должны. Эту обязанность закрепляет федеральный закон "Об образовании". В частности, в статье второй уточняется, что "образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…" Даже сами ребята, которые осваивают образовательную программу в детсаду, определяются никак иначе как "воспитанники".

Закреплено, что федеральный образовательный стандарт дошкольного образования – это основа для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей. Конкретные действия в этом направлении закрепляет федеральная рабочая программа. Ее цель – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации на основе традиционных ценностей российского общества. К ним, в частности, относятся права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, гуманизм...

Благоволит воспитательной деятельности в детских садах и возраст их "учеников". О том, что именно в период дошкольного детства в ребятах усваиваются первые этические нормы, писали такие выдающиеся советские психологи, как Божович, Якобсон и Эльконин.

А вот с подготовкой к школе всё гораздо сложнее. Таких обязательств за детским садом не закреплено.

По закону, воспитывать в детском саду должны, а готовить к школе – нет

Зарплаты у воспитателей очень низкие

Роман ХОЛОДОВ, многодетный папа, педагог: – Прекрасно, если ребятам в детском саду дают какие-то нравственные ориентиры на сказках, мультфильмах. Можно включить семиминутный мультик и его обсудить: кто там правильно поступил, кто неправильно, спросить, кому вы сочувствуете. А когда мультики детям включают на несколько часов, чтобы воспитателям поменьше работать, это уже нехорошо.

Я знаю, что в детских садах проводят мероприятия: патриотические, сезонные, календарные. Хорошо, когда воспитатели с душой к этому подходят. А также находят время на то, чтобы заниматься с детьми грамотой, поучаствовать в их общем развитии.  

Но зарплата сейчас у педагогов в дошкольных учреждениях, как правило, очень низкая. Как и в школах, работают либо люди пожилые, которые уже просто не могут и не хотят никуда больше перейти, либо неустроенные, которые не могут найти себе лучшего места. Родители же доверяют им своих детей и надеются на хорошее к ним отношение.

Формируются основы нравственности и морали

Светлана ГОРШКОВА, воспитатель, педагог-организатор: – Многое зависит от конкретного учреждения. Воспитатели могут развивать у детей базовые учебные навыки, такие как чтение, письмо и математика, что делает переход в школу проще и успешнее. Такая подготовка помогает ребенку адаптироваться к учебному процессу и снижает уровень стресса. Мы отчасти формируем основы нравственности, морали, культуры поведения и взаимодействия с окружающими людьми. Учим самостоятельности, ответственности, доброжелательности, терпимости и взаимопомощи. Уделяем внимание индивидуальным потребностям каждого ребенка, помогаем им преодолеть трудности.

И одна из основных задач детского сада – воспитание ребенка как полноценного члена общества. Важно отметить, что оно должно быть комплексным, совместно с семьей, поскольку именно родители играют ключевую роль в формировании характера малышей. Подготовка к школе в детском саду тоже должна быть комплексной, с учетом государственных стандартов, образовательных программ и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Важно доверительное общение с родителями

Ольга РУБСКАЯ, бывший воспитатель: – Воспитатель в детском саду – это прежде всего педагог. А учитывая  возраст деток, главный инструмент воспитания – любовь. Именно она больше всего нужна малышу. Требуется доверительное общение с родителями, чтобы ребенку было комфортно и дома, и в садике. Мой сын давно уже взрослый, но я хорошо помню то время, тем более что самой довелось поработать воспитателем и взглянуть на всё изнутри.

Что касается подготовки к школе, то да, обязательно нужно дать малышу хотя бы азы, чтобы он не растерялся и не испугался, придя в первый класс. Думаю, в наше время с этим проблем не возникает, сейчас огромное количество развивающих материалов в игровой форме, дети их обожают.

Даже овощи выращивают на грядках

Артём САДОВНИКОВ, журналист: – Во-первых, я считаю, за эти скромные зарплаты воспитатели вообще нам ничего не должны. Надо сказать им большое спасибо, что вообще трудятся и участвуют в становлении наших детей. Сектор дошкольного образования у нас практически заброшен и зиждется на энтузиазме людей в основном старшего возраста. Думаю, педагогов всех уровней мы должны воспринимать как элиту общества и обеспечивать их, как полагается.

Во-вторых, не вижу противоречия между воспитанием и подготовкой к школе. Большая часть времени воспитателей уходит на решение базовых бытовых вопросов детей: питание, гигиена, одежда, здоровье, навыки коммуникации со сверстниками и взрослыми, взаимодействие с предметами, игры.

Это не просто воспитание и подготовка к школе: это подготовка к самой жизни. Будет неправильным формализовать этот вопрос и рассчитывать на сад как на некую подготовку к вступительным испытаниям к школе. Сад более глобален, масштабен и важен в контексте жизни человека, еще и в такой сложный и деликатный момент.

Мой младший сын Даня ходит в 107-й ивановский детский сад. Старшего водили в два других садика – мне есть с чем сравнить. В 107-м регулярная физкультура на улице и в зале, интересные тематические занятия. И огород они создали, и пожарные к ним приезжали, и в поход отправляются. Я уж не говорю о дополнительных факультативных кружках. Низкий поклон нашим воспитателям Ольге Юрьевне и Ольге Николаевне за их труд и вовлеченность!

Из-за командировок некогда научить держать ложку

Иван СТУЛЬНИКОВ, оператор в МРТ-центре: – Необходимо, чтобы воспитатель в детском саду занимался именно воспитанием и развивал качества, необходимые для жизни и нормальной коммуникации в обществе. Детский сад – это не только место, в котором родители могут спокойно оставить ребенка на время работы, но и пространство, где ребята учатся жить в социуме, овладевают навыками, которые пригодятся им в будущем.

При современном ритме жизни родителям порой тяжело уделить достаточно сил и времени чтобы привить ребенку базовые навыки (например, самому одеться/раздеться, правильно держать ложку и вести себя за столом, убирать игрушки на свои места). Командировки, сверхурочные – взрослые порой еле доползают до дома. В подавляющем большинстве семей работают оба родителя (даже до трех лет мало кто остается сидеть в декрете). Именно поэтому важно, чтобы воспитатели закладывали моральные качества и социальные навыки, без которых детям будет тяжело входить в школьную жизнь.

Таким образом, все спикеры считают детский сад важной ступенью в развитии ребенка, особенно в столь нежном возрасте. Большинство жалеют, что у сотрудников дошкольных учреждений низкая заработная плата, не мотивирующая их на более глубокую работу с детьми.

Подготовила Мария НИЗОВА

Читайте также
Ноготками по здоровью
В течение пяти дней пенсионеры смогут бесплатно посетить Ивановский зоопарк
Порядок на улицах оберегают Боярин и Партос