Уже не первый год идут разговоры о запрете электросамокатов. По данным МВД, в прошлом году в России произошло более 4 тысяч ДТП с участием этой техники, в которых погибли 54 человека, включая шестерых детей. Мы решили узнать, почему ивановцы выбирают этот вид транспорта и как на это реагируют другие жители и в ГИБДД.
Привлечь к ответственности водителя практически невозможно

Дмитрий ЕГОРОВ, старший следователь по ДТП СУ регионального УМВД: – Электросамокаты относятся к категории транспортных средств – "средства индивидуальной мобильности" (СИМ). В правилах дорожного движения указаны определенные критерии пользования: до 7 лет – только в сопровождении взрослых по тротуарам и велопешеходным дорожкам, до 14 – тоже только по тротуарам и велодорожкам, но уже без взрослых, с 14 лет можно ехать по обочине по правому краю проезжей части, но только если рядом нет велодорожек и тротуаров.
Из-за легкой доступности этот транспорт популярен среди всех возрастов. По сравнению с предыдущим годом количество ДТП с участием электросамокатов кратно выросло. За весь 2024 год в Иванове было зарегистрировано 7 происшествий. В 2025 году за 5 месяцев – уже 18 ДТП, 12 из которых с пострадавшими.
Привлечь к ответственности водителей электросамокатов практически невозможно, так как зачастую это несовершеннолетние. Бороться с этим явлением тяжело, ведь права для управления СИМ не нужны. Трудно улучшить ситуацию с использованием самокатов сейчас, так как в Иванове практически нет специальных дорожек.
Один из способов профилактики – увеличение штрафов со стороны организаций, которые предоставляют электросамокаты. Также важен контроль родителей. Они должны объяснить детям правила дорожного движения и рассказать, почему важно эти правила соблюдать.
Комфортный и быстрый способ добраться на работу

Александра ТЕРЕЩЕНКО, продавец: – С появлением электросамокатов моя жизнь стала намного легче. Представьте: работа с 8 утра в магазине на другом конце города, при том что транспорт постоянно переполнен и ходит нерегулярно. Машины у меня нет, а добираться на автобусе всегда проблематично: утром едешь, как селедка в банке, еще и опаздываешь, а вечером после смены вообще не можешь транспорта дождаться! Оплачивать такси каждый день я не готова, моя зарплата этого не позволяет.
Самокат же взял в любое время суток и быстро доехал, куда надо. Для меня это очень удобный и относительно недорогой способ передвижения. Нервы больше не трачу и добираюсь на работу в хорошем настроении. Единственная проблема – поездки во время дождя и после него, когда тротуары еще сырые.
Но признаю: эта легкость и доступность – палка о двух концах. Когда я вижу, как подростки на таких же самокатах несутся, сшибая людей, или как бросают самокаты прямо посреди тротуара – понимаю, что это порой мешает другим и превращает город в полосу препятствий. Конечно, с этим надо что-то делать, потому что даже возрастные ограничения со штрафами не спасают.
Одной рукой держит руль, другой – печатает в телефоне

Игнат ВИНОГРАДОВ, водитель, курьер: – Я уже второй год езжу по Иванову с доставками, и за это время успел возненавидеть эти электросамокаты всей душой. Каждый мой рабочий день проходит в постоянном напряжении. Только выехал из двора – бац – перед капотом вылетает самоуверенный парень в наушниках: одной рукой держит руль, другой – печатает в телефоне.
Очень часто арендаторы самокатов, которым на вид и 14 лет нет, едут прямо по дороге, хотя рядом есть тротуар. Из-за мелких ямок по краю проезжей части им постоянно приходится маневрировать, а нам, водителям, предугадывать их следующее действие, чтобы не причинить вред.
На пешеходных переходах, особенно нерегулируемых, тоже всегда одни нервы. С детства ведь учили: когда переходишь дорогу – нужно слезать с велосипеда. С самокатами – то же самое. Но на практике – всё по-другому.
Уже думаю ставить второй регистратор – задний, чтобы хоть как-то себя обезопасить. Потому что в следующий раз мне может просто не повезти – не успею затормозить. А отвечать-то всё равно мне, водителю…
Для такого развлечения нужна отдельная площадка

Любовь ТАРАСКИНА, пенсионер: – Мне кажется, самокаты большинство воспринимает в основном как развлечение, мало кто использует их как полноценное транспортное средство. Поэтому места для таких развлечений стоит организовывать отдельно, а не там, где ходят дети, мамы с колясками, пожилые или слабовидящие люди. Самокаты бросают где попало, что создает помехи для передвижения прохожих с тростями, колясками и других людей с ограниченными возможностями. Им приходится обходить эти препятствия, что затруднительно для тех, кто хромает, или для слепых.
Кроме того, самокаты ездят без звукового сигнала и на большой скорости – их не слышно и не видно. В прошлом году человек на электросамокате сбил дочку моей знакомой, она лежала с сотрясением мозга. Это безобразие! Нужно ограничивать скорость! А перед тем как арендовать самокат, пусть озвучивают правила пользования, а за нарушения выписывают большие штрафы.
Система сама снижает скорость, где много пешеходов

Юлия ЛЕБЕДЕВА, пресс-секретарь одной из компаний, предоставляющих в Иванове услуги проката: – Электросамокаты – популярный среди жителей Иванова способ передвижения, а также отличная альтернатива личному и общественному транспорту. Средняя продолжительность поездки в прошлом году составила 18 минут. При этом в большинстве случаев (до 86%) люди использовали самокаты для коротких поездок от дома до остановок общественного транспорта, от остановок до точки назначения. Пик активности пользователей приходится на утренние и вечерние часы, когда они едут на работу, учебу или возвращаются домой.
Из-за того, что на дорогах стало больше автомобилей и пробок в час пик, самокаты стали востребованы. Плюс они позволяют безопасно передвигаться по городу вечером и ночью, когда единственный доступный транспорт – это такси. Особенно мы наблюдаем такую тенденцию среди девушек: доля их поездок в общем количестве выросла до 25% и продолжает увеличиваться.
Менее 1% наших пользователей нарушают правила дорожного движения, однако именно они попадают в новости и создают ложное представление обо всех арендаторах самокатов.
В нашей компании предпринимают различные меры, чтобы соблюдались ПДД. Во-первых, сервис выявляет и блокирует несовершеннолетних пользователей. В 2024 году мы закрыли более 12 тысяч аккаунтов лиц младше 18 лет по всей России.
Каждая поездка на арендном самокате анализируется в режиме реального времени благодаря встроенному IoT-модулю. Таким образом, вся техника находится под контролем. Сервер в режиме реального времени получает информацию о статусе самоката, о стиле вождения, а специальная система может заблокировать колеса. Так как местоположение клиента отслеживается, устройство автоматически снижает скорость при въезде в "медленные" зоны (как правило, это участки с плотным пешеходным трафиком), а также плавно останавливается в запрещенных для поездок на электросамокатах участках.
Отслеживать нарушителей на самокатах можно и за счет городских видеокамер, совместных рейдов с правоохранительными органами, консультантов по безопасности. Последние фиксируют нарушителей с помощью фото- и видеоустройств и отправляют данные в службу поддержки сервиса. Дополнительно у компании есть скауты, которые следят за порядком на парковках.
Прямо в приложении аренды работает тестирование на знание ПДД. В тесте десять вопросов на знание правил. Сейчас его прохождение добровольно, в перспективе планируется сделать опрос обязательным для новых клиентов.
В сезоне 2025 года на нарушителей ПДД может пожаловаться любой человек. В телеграм-сервисе необходимо отправить фото с нарушителем (на снимке должен быть виден номер устройства), а также указать время и место, когда оно было сделано. Служба поддержки применит санкции, если нарушение подтвердится.

Для одних самокаты – источник удовольствия, для других – напряжения