Неувядаемая Роза

12 марта 09:00

12 марта отмечается 100-летие со дня рождения профессора ИвГУ Людмилы Розановой

Сейчас трудно найти сферу деятельности, которую не затронули бы IT-технологии. Пресловутый искусственный интеллект внедряется всюду. Но есть профессии, в которых роботы никогда не заменят живых людей. Одна из них – педагогика. Ее ярким представителем была профессор ИвГУ Людмила Розанова.

Настоящий Педагог – это прежде всего живой человек. Который не механически передает аудитории набор знаний и навыков, а воздействует на учеников своей неповторимой Личностью. С такими Личностями, такими Педагогами мне повезло общаться в Ивановском государственном университете. Наш выпуск 1982 года с благодарностью вспоминает Павла Куприяновского, Леонида Таганова, Владимира Мусатова...

СПРАВКА. Людмила Розанова (1925–2009) – литературовед, историк литературы, доктор филологических наук, автор шести книг по русской литературе и нескольких сотен научных статей и публикаций, значительная часть которых посвящена исследованию творчества Николая Некрасова. Родилась в Костроме. Более 50 лет проработала в Ивановском государственном университете, создав на филологическом факультете кафедру русской литературы XIX века, которой руководила 12 лет. Удостоена знаков "Заслуженный работник высшей школы" и "За заслуги перед городом Иваново".

Профессора Розанову к ее юбилею коллеги и ученики вспоминают через полтора с лишним десятка лет после ухода из жизни. Такое дано не каждому. И дело не только в профессиональных достижениях, которые выразились в научных званиях и знаках отличия, но и в "качестве Личности". Абсолютно убежден: за такую формулировку мне, будь я студентом, от профессора Розановой досталось бы на орехи. И поделом. Но Людмила Анатольевна наверняка отчитала бы меня не казенными фразами с цитированием учебников, а "включив" свой неповторимый юмор.

Здесь некоторые из знавших ее, быть может, пожмут плечами: "Розанова – и юмор?!" Среди студентов, особенно тех, которые, говоря ее же словами, "не хватали звезд с неба", бытовало мнение, что основательница кафедры русской литературы – женщина суховатая, склонная к дидактике и педантизму. Мол, кроме Некрасова, ее ничто не интересует.

Конечно, это совсем не так! Просто надо было понять, что юмор у Розановой – с особинкой, и расходовать этот неповторимый дар по пустякам, на кого ни попадя она не желала.

ШТРИХ. Этот дружеский шарж художница Нина Бахтигиряева поместила в своей книжке-альбоме под названием, которое как нельзя лучше подходит к теме материала: "Культ Личности". К рисунку я написал очень короткую эпиграмму с элементом каламбура.
О, эта царственная поза,
о, глаз мудрейших синева!
Неувядаемая Роза
нова.

Особинка юмора профессора состояла в том числе в его подаче. Порой Людмила Анатольевна в нарочито монотонный монолог о творчестве кого-либо из великих умов девятнадцатого века незаметно вкрапливала иронию, относящуюся к представителям века двадцатого. В том числе – к сидящим перед нею в студенческой аудитории. Это делалось для того, чтобы не обидно, но действенно поставить на место юношей, отвлекшихся на неискоренимую студенческую "балду", или девушку, любующуюся на свою красоту в зеркальце.

В пример приведу... себя. Монолог профессора Розановой был такой:  "...писатель в качестве гонорара за свой многолетний труд получил крупную сумму денег, которые направил на благотворительность и приобретение бумаги для нового произведения, а если бы эти деньги получил Андрей Гладунюк, всю сумму он истратил бы на леденцы".

Конечно, с неба я сразу слетел на землю, вернувшись к творчеству изучаемого писателя. Обидеться на такой поворот событий мог только человек недалекий.

По сути, это можно назвать педагогическим приемом, и чего здесь больше – юмора или преподавательского мастерства, вряд ли можно определить.

Но была тема, вольностей с которой Розанова не допускала и на которую с ней лучше было не шутить. Это Некрасов. Его жизненный и творческий путь Людмила Анатольевна изучила так глубоко, с таким трепетом, что без всякого преувеличения ее можно причислить к числу самых авторитетных исследователей творчества автора "Кому на Руси жить хорошо" – и в стране, и за рубежом.

ЕСТЬ ЧТО ВСПОМНИТЬ
Евгения БАГРИНЦЕВА, начальник отдела по связям с общественностью "Россети Центр и Приволжье" – "Ивэнерго", выпускница филфака ИвГУ: – Людмила Анатольевна запомнилась мне как серьезный, строгий преподаватель, очень любящий свой предмет. Несмотря на свой высокий статус, она была открытой и простой в общении со студентами, любила пошутить. Не было ей чуждо и ничто дамское. Запомнилось, как она сделала замечание моей подруге за резкий аромат духов. Когда та возразила, что, мол, духи у нее дорогие, преподаватель улыбнулась и посоветовала использовать бренды, которые она считала достойными. В следующий раз, когда подруга сменила парфюм, Розанова обратила на это внимание и похвалила ее.
Татьяна САДОВСКАЯ, дочь Людмилы Розановой, учитель русского языка и литературы: – Когда я была ребенком, наша семья жила в "преподавательском" доме на улице Пушкина, 17 (сейчас на этом месте стоит "банка" ИГХТУ. – А. Г.). Двери нашего дома всегда были открыты – студенты и преподаватели приходили к Людмиле Анатольевне почитать стихи, обсудить новости времен хрущевской оттепели и непременно выпить чаю... Одни из самых сильных впечатлений остались у меня от той поры, пожалуй, когда студентки приходили к маме "на исповедь"... Людмила Анатольевна находила слова поддержки, вселяла уверенность, утешала... При этом все, кто ее знал, помнят, что моя мама была человеком строгим. Но строже всех она спрашивала с себя самой!

Андрей ГЛАДУНЮК

Читайте также
Проекты игр из Ивановской области прошли отбор во всероссийский конкурс "Родная игрушка”
У Ивановского драмтеатра появился путеводитель
Ивановская область готовит ветеранов СВО к мирной жизни