Когда актер и кукла становятся близнецами

8 февраля 09:00

8 февраля 1935 года в Иванове был сыгран первый кукольный спектакль: "ИГ" вспоминает основные вехи истории учреждения.

Случай за кулисами как эпиграф

Когда моей внучке было года четыре, привел ее в театр кукол. После спектакля попросил артиста Володю Кузнецова, с которым дружны, показать ребенку куклы. На сцене был полумрак. Опасаясь неизвестности, внучка жалась ко мне. 

Я ожидал, что артист возьмет из шеренги лежащих на полу кукол волка, которого играл в тот день, и зарычит его голосом. Но тот поступил иначе: осторожно брал мини-артистов и показывал девчушке. Потом предупредил, что волк – это кукла и ничего плохого сделать не может, и только после этого приблизил серого к ребенку. Глаза девочки светились от счастья! 

Кузнецов не стремился показать себя во всей актерской мощи. Он сделал так, чтобы малышке было не страшно, а интересно. Потом каждый раз она после спектакля просила сводить ее к куклам и артистам. Этот случай для меня показателен в том плане, что работники театра в каждой мелочи учитывают психологию своего зрителя и стремятся подарить ребенку праздник.

В одном спектакле сыграла семь ролей

В 1934 году ивановские органы народного образования направили педагога Екатерину Пирогову в Москву на курсы инструкторов-кукловодов. Уже известный в Советском Союзе Сергей Образцов учил молодых людей делать куклы, управлять ими, знакомил с основами режиссуры. 

Для первого самостоятельного спектакля молодой специалист взяла актуальный для того времени рассказ "Таня-революционерка". Пирогова сама написала пьесу, изготовила кукол. А их – семь. И каждую исполнительница наделила отдельным характером и голосом. 

Создатель Ивановского театра кукол Екатерина Пирогова. Фото: Из архива Ивановского кукольного театра

Премьера состоялась 8 февраля 1935 года в помещении областной детской библиотеки. Никогда до этого дети Иваново-Вознесенска ничего подобного не видели. От руководителей детских учреждений посыпались заявки на показ спектакля. Пироговой приходилось самой возить на тележке и куклы, и декорации. Ну разве что кто-то пришлет лошадку с телегой. 

Нашлись энтузиасты, которые стали играть в спектаклях молодого театра. Причем у коллектива не было ни своего помещения, ни цехов для изготовления реквизита и декораций – всё делали дома из своих материалов. Театр сначала входил в состав филармонии, а в 1940-м стал самостоятельной организацией.

ШТРИХ. В годы войны артисты подготовили программу, с которой выезжали на фронт, выступали в госпиталях, в воинских частях города, выпустили сатирический спектакль "Как немецкий генерал с поросенком воевал".

Послевоенные годы в творческом плане оказались для театра сложными. У коллектива не было своей сцены, только репетиционное помещение – актеры ездили со спектаклями в школы, детские сады, загородные лагеря.

Возили постановки в Индию и Германию

Расцвет театра связан с приходом Елены Демировой – с 1980-го она стала главным режиссером. Благодаря ее натуре новатора в репертуаре появился первый мюзикл ("Таинственный гиппопотам"), зрители впервые увидели кукол в человеческий рост. Творческий принцип Елены Георгиевны: игра актера должна быть в неразрывном единстве и взаимодействии с куклой.

При Демировой в репертуаре появились спектакли для взрослых. Артисты впервые съездили за границу, в Индию. А потом были гастроли в Австрии, Германии, Польше. Причем актеры играли на языке той страны, куда приезжали. Именно заслуженный деятель искусств РСФСР стала инициатором проведения в Иванове фестиваля "Муравейник", который стал одним из самых популярных среди российских смотров этого вида искусства. При Демировой впервые заработала детская студия. Спектакли, в которых играли юные актеры, шли на сцене театра.

В 1987 году театр кукол наконец получил свою сцену и зрительный зал – в театральном комплексе на площади Пушкина.

"Муравейник" способствует творческому росту

Демирову, ушедшую из жизни в 1995-м, на должности творческого руководителя театра сменила Елена Иванова. Она начала карьеру в Костромском театре кукол. Через некоторое время, переехав в Иваново, пришла в наш театр, о котором слышала много добрых отзывов.

Заслуженная артистка России Тамара Клевцовская на встрече со зрителями.

"Первое, что покорило тут – интеллигентность и чувство юмора Елены Демировой, – вспоминает художественный руководитель. – Потом увидела, что режиссер строит коллектив как дом, семью. Все – разные, но по духу родные друг другу люди. Артисты играли с азартом, который перетекал в зал. Видеть их на сцене было наслаждением. Однажды поняла: мечтаю, чтобы поскорее закончился отпуск – чтобы снова ходить на работу в театр". 

МНЕНИЕ. В 1987 году в коллектив после Саратовского театрального училища пришла актриса Наталья Громова: – Я боялась браться за роли, но опытные артисты приняли меня очень тепло. В первую очередь – Тамара Клевцовская. Она первой "обогрела", создала для меня на работе атмосферу дома. Восхищал профессионализм Владимира Кузнецова и Бориса Новикова. Когда брали в руки куклу, было видно, что они внутренне менялись. За этим было интересно наблюдать. Я вошла в бурлящую жизнь, которую создала Елена Демирова. В таком творческом кипении не оставалось места для мыслей о смене театра, хотя родители жили далеко и я по ним скучала.
Сейчас молодые артисты совсем не такие, какой была я. Они смелые, по-хорошему амбициозные. Все дружат как в большой семье. Радуюсь их успехам.

Главное, чего хотела Елена Иванова как руководитель – сохранить атмосферу, царившую в коллективе. Именно это сделало "Муравейник" любимым среди коллег, и не только российских, фестивалем. "Муравейник" – считает Иванова, – позволяет видеть достижения режиссеров и актеров лучших отечественных и зарубежных театров. Это способствует творческому росту коллектива. Наши люди так сердечно опекают гостей, что они стремятся приезжать в Иваново вновь и вновь". 

Елену Иванову кукольники страны три раза избирали президентом Российского центра Всемирной организации кукольников УНИМА (случай уникальный!). Не только за организаторские способности, но и за творческие достижения.

В декабре 2023 года у коллектива появился новый главный режиссер – Ольга Штырляева, выпускница Уфимского института искусств, а позже – Московской академии переподготовки работников культуры и искусства.

"С Еленой Ивановой мы познакомились более десяти лет назад на Лаборатории режиссеров театров кукол, организованной СТД России. Осенью 2023-го Елена Энгельсовна позвонила мне с предложением взять на себя творческое руководство театром. Это решение для меня не было простым. Стать главным режиссером прославленного театра, где творили и создавали выдающиеся спектакли такие мастера, как Евгений Деммени, Елена Демирова и Елена Иванова, – это большая ответственность. Но приехав сюда, я встретила замечательных мастеров старшего поколения, которые стали моей опорой и, конечно же, камертоном, определяющим движение в будущее, – говорит Ольга Штырляева. – Театр никогда не стоит на месте, он идет вперед в ногу со временем, сохраняя при этом важные традиции, которые, как корни могучего дерева, питают его, позволяя распускаться новым "зеленым листочкам" – спектаклям, проектам. А грядущие победы, как благоухание распустившихся цветов, наполнят радостью сердца наших любимых зрителей. Я благодарна Елене Ивановой, Борису Новикову, Владимиру Кузнецову за поддержку и веру в меня и в прекрасное будущее театра".

Во главе театра – внук его создателя

Елены Демирова и Иванова формировали коллектив как семью. В 2008 году "семейственность" проявилась неожиданным образом: на должность директора был назначен хорошо зарекомендовавший себя в других сферах Сергей Ригерт, внук создателя театра кукол Екатерины Пироговой. Понятно, как относится этот человек к служению, начатому знаменитой и любимой бабушкой.

8 февраля в Ивановском театре кукол прошли торжества по случаю его 90-летия. В гости к коллегам приедут артисты из Иркутска, Новосибирска, Ставрополя, Калининграда… и, конечно, соседи – ярославцы, костромичи и владимирцы. Ждут и друзей из московского театра имени Образцова.

У Ивановского театра кукол есть забавная эмблема: близнецы – актер и кукла – едут на колесе. Это не только символ странствий, которые выпали на долю труппы за всю ее историю, но и символ неуспокоенности, непрерывного творческого движения – движения вперед, к новым горизонтам и свершениям.

Владимир МАРТЫНОВ

Читайте также
В Кинешемском театре открылся обновленный музей
Ивановец доставил служебный пакет маршалу Жукову
О гибели танкиста рассказал однополчанин