Юбки для принцесс делала из цветов вьюнка
В детстве Мария приезжала к бабушке Анне и дедушке Толе в деревенский дом в Савине. Там и случился ее творческий дебют. "Во дворе у нас лежала гора песка, я там всегда строила замки. Делала принцесс из подручных материалов, а юбки для них – из цветков вьюнка. Мои принцессы жили в этих замках!" – вспоминает ивановка.
В школьные годы девочка шила наряды для своих кукол и лепила из пластилина – родные поддерживали любые творческие начинания девочки, а пластилиновые фигурки ставили на полку и любовались.
С возрастом, с появлением своих детей творчество отошло на второй план. Однако в 2014 году, чтобы выбраться из длительного стресса, Мария Буренкова сшила куклу на чайник. И одной не ограничилась. "Для меня создание кукол – это медитация. Процесс успокаивает: тревожные мысли уходят, в голове всё структурируется. Тогда я сшила 20 кукол на чайник и подарила всем родственникам и друзьям", – рассказала мастерица.
Позже Мария начала делать тканевые куклы. С материалами – обрезками ткани и кожи, синтепоном... – ей помогали приятели-текстильщики. А семь лет назад женщина научилась мастерить куклы из ваты, которые сейчас путешествуют по выставкам, родственникам и друзьям. Интересно, что ее увлечение никак не пересекается с работой, Мария Буренкова – бухгалтер.
"Часто вдохновение приходит от ткани и рисунков на ней. Бывают "капризные" куклы. Приставишь бантик – а кукла говорит "не такой, не нравится". И только после примерки пятого банта "остается довольна", – рассказала она.
МЕЖДУ ТЕМ. Педагоги и психологи утверждают, что кукла – это образ человека в играх ребенка, друг и проводник в мир взрослой жизни. На куклах дети репетируют разные формы отношений и взаимодействий. И поэтому важно, чтобы внешность игрушки вызывала теплые чувства, ассоциировалась с добротой и спокойствием. А еще слово "кукла" – одно из двух неодушевленных существительных в русском языке, которое отвечает на вопрос "кто? ", а не "что?" (второе такое слово – "снеговик"). И в этом есть что-то большее, чем схематичное филологическое объяснение форм слова.
Как у игрушек появляется душа
Ткань не позволяет детально передать черты лица куклы, поэтому часто мастера переходят на лепку – более тонкую работу. Один из вариантов продолжения творческого пути в таком случае – именно кукла из ваты с головой из специального пластика: в этом случае на лицах можно изобразить любые эмоции, проработать мелкие детали.
"Сначала я пользовалась силиконовыми молдами (формами. – В. Г.): помещаешь туда пластик, вынимаешь – получается лицо. Но покупные молды используют и другие мастера. Меня это не устраивало. Хотелось, чтобы каждая игрушка выглядела по-особенному, и я стала лепить свои лица", – рассказывает Мария Буренкова.
Мастерица использует свои молды, а потом дорабатывает вручную. Получаются близкие внешне, но непохожие друг на друга куклы – то есть и уникальные, и сохраняющие стиль автора. В этом преимущество перед фабричными игрушками – они не шаблонные, с душой. Глаза, рот, брови и другие детали Мария выделяет краской. И получаются действительно глубокие взгляды, понятные эмоции.
На изготовление каждой игрушки может уйти месяц: все слои ваты, из которой состоит тело и наряд, должны просыхать постепенно, друг за другом, естественным путем. И фен тут не поможет.
Серия игрушек "Детский сад" – воспоминания об утреннике.
Одна из последних серий игрушек – "Детский сад". Схожие лица у детей здесь неспроста. "Это мое воспоминание об утреннике в детском саду, а лиц я не помню – они сейчас все похожи в моей памяти. А Дед Мороз – это такой типичный переодетый "завхоз Василий Степаныч", поэтому важно было изобразить на нем именно накладную бороду", – поясняет Мария.
Эти теплые воспоминания о детстве – подарок старших родственников маленькой девочке, которые вырастили ее в любви и передали правила жизни, поддерживающие в непростые времена и вселяющие веру.
КОНКРЕТНО. Год назад Мария Буренкова участвовала в международной выставке "Искусство куклы" в Москве. Сейчас ее работы можно посмотреть на новогодней выставке "Чудеса продолжаются" в ивановском Доме-музее семьи Бубновых (III Интернационала, 45/43). В течение года мастерица участвует в областных ярмарках – "День урожая", "Губернский разгуляй"...
О подвиге деда написали в газете
Дед Марии Буренковой, Анатолий Сахаров, 17-летним добровольцем ушел на фронт. Служил разведчиком и минометчиком, прошел пешком всю Европу, был трижды ранен и почти никогда не говорил о войне.
Дети и внуки очень его любили, рассказывает Мария: "Я удивляюсь тому, как он умел радоваться жизни. Он очень любил внуков! А детям ведь очень важно это чувствовать. Уверена, что выжить на войне ему помогли любовь к жизни, позитивный настрой, рассудительность и спокойствие при принятии решений".
В 1980 году в савинской районной газете была напечатана статья о подвиге 17-летнего комсомольца Анатолия Сахарова, который в составе семи добровольцев разведбригады взял в плен фашистского генерала. За свою отвагу и мужество был награжден орденами Славы, Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.". Потомки вспоминают о деде с гордостью.
Мастерит Снегурочку по фотографии бабушки
"Бабушка у меня была красавицей! Она жила в семье с заботливыми родителями, выросла в атмосфере нежности и понимания. И потом она всё это несла в мир. Мне захотелось сделать ватную Снегурочку с лицом своей бабушки", – говорит Мария Буренкова.
Для такой задачи нужна подготовка в области скульптурного мастерства. Ивановка училась скульптурной анатомии в школе Александра Спиридонова в Санкт-Петербурге. "Было непросто, потому что до этого вообще не имела никакого представления. Но в процессе я вдруг открыла в себе талант к лепке и скульптуре. В 48 лет! И понимаю, что это надо развивать".
По совету опытных коллег Мария сложила легенду о будущей кукле. Снегурочка – это бабушка в возрасте 15 лет, которая идет из родной деревни Лядиниха Савинского района в лес, любуется его красотой и встречает там Деда Мороза. Задача сказки – оживить образ куклы в воображении. Такие легенды, особенно пересекающиеся с прошлым, добавляют ценности всем куклам и игрушкам, сделанным вручную.
Фотографий бабушки в 15 лет не осталось, какой она могла быть в юности, внучке пришлось домысливать по сохранившимся снимкам.
"Мне очень повезло: в моей жизни были не только мамины родители, но и замечательные бабушка и дедушка с папиной стороны. У своей бабушки Александры Васильевны Хромовой я училась шить. Она терпеливо показывала мне, как правильно выкраивать детальки для кукольных штанишек, как их аккуратно сшивать. Мои пупсики в детстве были обшиты по всем правилам портновского искусства. А сказки писать – это точно от моего деда Александра Андреевича".
ДОСЛОВНО. "Мои куклы – о том, что детские воспоминания должны быть трогательными, теплыми и самыми радужными. Мне хочется, чтобы каждый взрослый человек об этом не забывал. Именно так нужно растить детей. А взрослым иногда полезно окунуться в эти теплые воспоминания, сесть, подумать… Лейтмотив всего моего творчества – это услышанная когда-то фраза "Счастливое детство – большая удача в жизни человека".