Ивановский театр кукол делал первые шаги с "Тани-революционерки"

21 октября 09:00

Театр кукол открыл свой 90-й сезон:"ИГ" узнала из архивных материалов об истории учреждения и взяла интервью у артистов разных поколений

В честь юбилея "ИГ" узнала из архивных материалов об истории учреждения и взяла интервью у артистов разных поколений, главного режиссера и директора, который, кстати, приходится внуком основательницы театра Екатерины Пироговой.

В 1934 году в Иванове решено создать театр кукол. Молодого педагога Екатерину Пирогову направляют на курсы инструкторов-кукловодов в Москву.

Первая постановка "Таня-революционерка" стала для основательницы моноспектаклем. Причем семь кукол для него были созданы самой Екатериной Петровной. Изюминкой спектакля стал Петрушка, балагуривший со зрителями. Так, благодаря создательнице были сохранены приемы петрушечного театра, а сама она стала режиссером Ивановского театра кукол.

Поначалу многое давалось с трудом. Реквизиты для спектаклей изготавливали из подручных материалов, да и репетиции частенько проходили в домашних условиях. В 1937 году театр стал филиалом Ивановского театра юного зрителя. Зрителей приглашали на "Каштанку" по повести Чехова и "Два Потапыча" по пьесе Матвеева.

Театр продолжал работу и в годы Великой Отечественной войны. Существовала и выездная фронтовая бригада: выступали на передовой и в госпиталях. А в репертуаре были сатирические спектакли "Как немецкий генерал с поросенком воевал" и "Оборонная программа".

Уже к 20-летию существования театр кукол показал 8 тысяч спектаклей. Народной любовью пользовались "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Митька в Кощеевой стране", "Золушка", "Ночь перед Рождеством" и "Звездный мальчик" – эти постановки посмотрели около двух миллионов зрителей.

Расцвет учреждения начался в 1970-е годы, когда его главным режиссером стала Елена Демирова. Тогда служить театру пришли молодые и азартные артисты Борис Новиков, Владимир и Лидия Кузнецовы, Борис Рубан. В репертуаре появились куклы в рост человека в спектакле "Мэри Поппинс, до свидания" и первый на ивановской сцене мюзикл "Таинственный Гиппопотам".

В 1985-м театр обрел новую сцену – в только что отреставрированном Дворце искусств.

ШТРИХ. Нынешний главный режиссер и директор областного театра кукол Сергей Ригерт является внуком основательницы театра Екатерины Пироговой. Наверное, не случайно судьба в итоге привела его, "ребенка закулисья", в театр на руководящую должность.

Весной покажут "Руслана и Людмилу"

Главный режиссер Ольга ШТЫРЛЯЕВА (работает в театре с 2021 года, до этого была актрисой и режиссером-постановщиком Башкирского театра кукол): 

– Мир изменился за это время. Изменились и мы: темы, истории, которые разыгрывают актеры на нашей сцене. Но неизменным осталось одно – любовь. Любовь актеров и всех работников театра к своей профессии. Любовь зрителей к нашему театру.

Главный режиссер обещает насыщенный сезон. Фото: Сергей Насонов

Нас ждет очень насыщенный юбилейный сезон. Это в первую очередь новые спектакли и премьеры. Всё началось с премьеры постановки по пьесе Нины Гернет "Гусенок". В Новый год состоится премьера "Красной Шапочки" и, конечно, новой музыкально-красочной интермедии в фойе театра. Весна также порадует нашего зрителя дебютами: это "Руслан и Людмила" по сказке Пушкина, "Дневник Фокса Мики" по Чёрному.

Кроме спектаклей, планируется ряд интересных проектов разной направленности: и новые творческие встречи, и совместные коллаборации с другими учреждениями. А самое главное – празднование самого юбилея.

Расти вместе со зрителем

Актриса Мария ЦВЕТКОВА (работает в театре с 2021 года, окончила Ивановский колледж культуры):

– Хочется больше новых интересных спектаклей. Надеюсь, в будущем к нам будут приезжать режиссеры, с которыми мы познакомимся, подружимся и поработаем. Мы будем ездить в гости на гастроли, на фестивали и, конечно, сами будем принимать артистов на фестивале "Муравейник", отметим 90-летие театра.

А главное – чтобы было как можно больше зрителей на наших спектаклях, чтобы малыши росли вместе с театром, а мы – вместе с ними.

Мария Цветкова в постановке "Теремок". Фото: Иван ЧЕТВЕРИКОВ

И уборщица, и водитель – профессии творческие

Директор областного театра кукол Сергей РИГЕРТ: 

– Театр – это работа без выходных дней и отпусков. Это постоянное общение, постоянное стремление сделать что-то еще, придумать, перенять лучший опыт коллег-кукольников. Если в жизни встречается что-либо, что можно применить, реализовать в нашем театре, то мысль сама начинает работать в этом направлении. Остальное – дело команды.

У нас есть взаимопонимание, общее стремление к движению вперед. На всех должностях в нашем коллективе люди творческие. Здесь нет "просто уборщицы", "просто водителя", "просто бухгалтера". Есть люди театра, неравнодушные, стремящиеся сделать его лучше, готовые поддержать любую инициативу, направленную на совершенствование процесса.

Конечно же, многое в нашем театре изменилось за последние годы. Создано большое количество новых спектаклей, проведено много интересных творческих встреч, фестивалей, гастролей, молодые актеры приходят в театр. Появился музей нашего театра…

А главное, постоянно меняемся мы сами. Я имею все основания гордиться нашим театром.

Уходили с репетиций, когда всходило солнце

Заслуженный артист Борис НОВИКОВ (работает в театре с 1974 года):

– В нашем театре всегда была особая атмосфера, которой он отличался от других, его яркая индивидуальность. Думаю, с полным правом скажу, что наш театр – второй наш дом, вторая семья. Мы изначально строили театр как дом и семью. И, конечно, как в любой семье, бывают свои сложности, но они всегда сглаживаются, когда вы вместе идете к главной цели. И мне хотелось бы, чтобы этот дух нашего театра подхватила молодежь и пронесла в будущее. Чтобы в свое время, когда станут пенсионерами, они смогли передать эту эстафету нашего театра новой молодежи.

Мне вспоминаются многие моменты. Вот был спектакль Елены Демировой "Велосипед с красными колесами". Не поверите, но мы репетировали по ночам, потому что сроки постановки поджимали режиссера. И никто не возражал против такого графика, настолько мы были увлечены. Даже, скорее, наоборот, был какой-то подъем, эффект новизны от того, что впервые репетировали по ночам. Мы уходили из театра, когда солнце только-только начинало вставать.

Это было весной, были солнечные дни и теплые ночи. Меня восхищала Елена Георгиевна: после рабочего дня она репетировала с нами всю ночь. Вот что значит любовь к своему делу, к искусству. И эти атмосферу и яркую индивидуальность поддерживали все, кто сейчас считается старшим поколением в нашем театре.

Всё зависит от людей. Если они неугомонные, с утра до ночи что-то обсуждают, репетируют, стремятся творить – это театр, у которого есть будущее. А если актеры отрабатывают спектакли, репетиции только потому, что это надо, то у театра другая судьба. И очень не хочется, чтобы наш театр стал обыкновенным.

Борис Новиков в спектакле "Какого цвета счастье"

Подготовил Константин ШПРИНГЕР

Читайте также
За потушенный Вечный огонь жительнице Иванова грозит до трех лет тюрьмы
Движение по мосту через Чернавку на дороге Авдотьино – Беляницы – Курьяново откроется до конца года
Ивановская красавица вошла в ТОП-25 самых красивых женщин планеты