В Ивановской области стартовала сдача единого государственного экзамена. "ИГ" собрала мнения "за" и "против" нынешнего формата важнейшего испытания после окончания школы, которое решает дальнейшую судьбу выпускника.
Некоторые вопросы сформулированы нечетко
Екатерина АЛЕКСЕЕВА, учитель химии шуйской школы № 20, полуфиналист телешоу "Классная тема!":
– Достаточно спорный вопрос о правильности оценивания знаний школьников. С одной стороны, ЕГЭ ставит всех в равные условия, появляется возможность поступить в университет любого города страны, сдав экзамены у себя в регионе. Тестирование исключает предвзятое отношение экзаменаторов. Однако работает и такой фактор, как стресс перед сдачей, – зачастую подростки делают глупые ошибки на фоне волнения даже в тех вопросах, в которых были уверены.
Я сдавала ЕГЭ в 2013 году и помню, как сильно волновалась перед экзаменом, ведь все вокруг говорили, как важно его сдать и как от этого зависит мое будущее. На экзамене я была прикована к своему месту, тишина давила, организаторы пункта проведения, казалось, следили за каждым движением. Вопросы я перечитывала по несколько раз, и каждый раз казалось, что один и тот же звучит по-разному и в какой-то степени на него подходят все варианты ответа. Что уж говорить, если на математике я пересчитывала сумму двухзначных чисел столбиком по несколько раз, хотя в обычной жизни посчитала бы быстро в уме.
Любой экзамен – это стресс, но вот, к сожалению, машина, которая будет проверять работу, этот факт не учитывает, в отличие от человека. Да и сам формат тестирования не всегда актуален из-за сложности формулировки вопроса. Хорошо, если на экзамене вопрос будет четкий, не имеющий исключений, но к сожалению, бывают и такие, которые направлены не на оценку знаний по математике, а на проверку читательской грамотности.
Также я считаю, что при сдаче ЕГЭ иногда многое зависит от удачи. Возьмем экзамен по литературе. За 11 лет ученик должен прочитать, к примеру, более 100 произведений. Он прочитал из них около 85 и во всех очень хорошо разбирается. Но на экзамене ему попадается произведение, которое он не успел осилить. Всего лишь два-три вопроса сильно повлияют на итоговые баллы. А рядом сидит ученица, прочитавшая ровно столько же, но ей попались произведения, которые она освоила. Получается, что знания у учеников одинаковые, но результаты окажутся разными.
Если подвести итог, то у ЕГЭ есть недостатки: он не всегда показывает реальный уровень знаний выпускника, многое зависит от его стрессоустойчивости, от того, как он понял формулировку вопроса и от удачи. Во время подготовки ученику приходится самостоятельно искать и фильтровать информацию в интернете, с помощью родителей покупать дополнительные сборники, какие-то обучающие курсы или находить репетиторов.
В то же время лучшей альтернативы, к сожалению, пока нет, потому что у экзаменов, которые проводились ранее, были свои сложности, что и привело к созданию ЕГЭ.
Не все круглые отличники перешагнули отметку 90 баллов
Анна КОСТЕРИНА, выпускница Ивановского филиала Международного юридического института:
– Я очень ответственно отношусь ко всем экзаменам. ЕГЭ для меня был одним из самых больших стрессов в жизни: переживала я и мои родные. Занималась с четырьмя репетиторами, также нас готовили учителя в школе – выпускной год был очень напряженным. Перед экзаменом из-за накопившейся усталости было только одно желание: чтобы это быстрее закончилось. В итоге я получила четверки и пятерки, как и планировала.
Но были и печальные примеры. Моя одноклассница не сдала ЕГЭ по истории и не смогла поступить в университет после 11-го класса. Ей пришлось идти в колледж, терять год и далее пересдавать, чтобы поступить в вуз. На экзамене одноклассница сильно разнервничалась из-за первого блока, потому что не знала ответ. Далее она расстроилась, у нее заболел живот, сделала много ошибок.
100 же баллов получили ученики, у которых даже не было пятерки по сдаваемому предмету. А круглые отличники и медалисты далеко не все перешагнули отметку 90 баллов.
На мой взгляд, нужно относиться к ЕГЭ легче и спокойнее, не волноваться на экзамене. А в случае неудачи необходимо давать ученикам шанс пересдачи через более короткий промежуток времени, а не через год. Тогда выпускники будут чувствовать себя комфортнее во время испытания, меньше волноваться.
СПРАВКА. Основной период единых государственных экзаменов в 2024 году проходит с 23 мая по 21 июня. Дополнительные дни для пересдачи одного из учебных предметов – 4 и 5 июля. Ход экзаменов в регионе контролируют общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. Во всех экзаменационных аудиториях организовано видеонаблюдение в режиме онлайн.
Число поступающих в престижные вузы увеличилось до 80%
Анна ШЕРОНОВА, учитель информатики ивановского лицея № 67:
– ОГЭ и ЕГЭ – лучшая контрольная работа, так как ученики заранее знают, что в ней будет. Они готовятся к этому испытанию не два-три дня, а целый год. Конечно, для ребят сдача ЕГЭ – волнующее событие, но это их первая высота. В дальнейшем их будет больше, и они окажутся еще круче. Поэтому этот опыт важен.
ЕГЭ – правильная система оценки знаний и шанс для школьника попасть в престижные учебные заведения наравне с другими. Я 33 года работаю в школе. До появления ЕГЭ в нашем лицее учились талантливейшие ребята, но в то время в престижные вузы поступало не более одного человека в год. А сейчас – 70–80%.
Да, в ЕГЭ присутствует небольшой эффект лотереи, как на любом экзамене. Но это испытывает каждый ученик, а в жизни будет 100 000 таких лотерей. Повторюсь, к этому надо быть готовым.
Удивляюсь, когда солидные люди критикуют современную форму тестирования, утверждая, что для сдачи ЕГЭ учеников натаскивают. Разве можно научить читать, не выучив буквы? Не зная азов науки, невозможно осилить экзамен. А кто активно тренируется, тот в дальнейшем и выигрывает соревнование – сдает ЕГЭ на 100 баллов.
Важно выбрать предметы под будущую профессию
Дмитрий СЕЛИВЕРСТОВ, член Общественного совета города Иваново:
– Мне кажется, что любой экзамен – это лотерея. Как можно девять или одиннадцать лет обучения проверить в одном листе с заданиями? И обычный экзамен, и ЕГЭ покажут лишь только часть твоих знаний. Кому-то везет и попадаются знакомые темы, кому-то нет.
Главное, чтобы студенту нравилась профессия, на которую он пойдет учиться, и все экзамены были с ней связаны. Когда я поступал на промышленный дизайн в Нижнем Новгороде, одним из экзаменов у меня был русский и литература, которые не связаны с профессией. И из-за этого я набрал меньше баллов, хотя рисунок, живопись и композицию сдал на отлично.
ЕГЭ – удобная, стандартизированная система оценки, вот и всё. Кто чего стоит, покажет первый год учебы в вузе. Кто-то с удовольствием будет изучать профессию, а кто-то заберет документы.