Почему "рельсовые" границы Ивановской области не совпадают с территориальными, как от опасной близости с аэропортом отогнали птиц, кто виноват в ДТП на железнодорожных переездах... Об этом и многом другом в интервью "ИГ" рассказала Ивановский транспортный прокурор Валентина Серова.
Ивановские границы доходят до Нерехты
– Валентина Евгеньевна, хотелось бы услышать несколько слов об истории создания и структуре вашего ведомства.
– В Советском Союзе, начиная с 1930 года, возникли железнодорожные транспортные прокуратуры, в 1934-м сформированы водные… 5 ноября 1980 года после ряда структурных изменений приказом генерального прокурора СССР была восстановлена и определена компетенция нашего ведомства именно как транспортной прокуратуры. В нашу компетенцию входят: сфера таможенного законодательства (в регионе функционируют два таможенных поста, относящиеся к Владимирской таможне, – Ивановский и Кинешемский); обеспечение безопасности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; соблюдение прав и свобод гражданина на предприятиях и в учреждениях, организациях транспортной инфраструктуры; вопросы уголовного преследования и законности при совершении преступлений и правонарушений на транспорте; противодействие коррупции.
– Какую территорию охватывает деятельность транспортной прокуратуры?
– Ее полномочия, условно говоря, не заканчиваются на границах Ивановской области. К примеру, железнодорожный транспорт. Если взять направление на Ярославль, то участок до станции Нерехта, хотя территориально это уже Костромская область, относится к компетенции Ивановской транспортной прокуратуры.
– Если железнодорожный состав подотчетен Ивановскому вокзалу, а какое-то нарушение в нем случилось, скажем, в Москве… Кто это будет рассматривать?
– В зависимости от вида нарушения. Если пассажир в поезде нахулиганил или сорвал стоп-кран – это административное или уголовное правонарушение: где оно совершено, там полиция этим и занимается, а прокуратура надзирает. Если же это вопросы, связанные с ремонтными работами, тогда этим занимаемся мы. Вне зависимости от того, что само нарушение произошло в другом месте.
– Если поломка в ивановском поезде произошла в Москве, это кто рассматривает?
– Это почти всегда наша компетенция за очень редким исключением.
Со свалки прогнали ворон, которые могли помешать самолетам
– Деятельность вашего ведомства как-то пересекается с другими надзорными и правоохранительными органами, транспортной полицией?
– Если брать, к примеру, Ивановский линейный отдел МВД на транспорте, это исключительный надзор транспортной прокуратуры. В числе прочего транспортная прокуратура осуществляет надзор за Ярославским следственным отделом на транспорте Западного межрегионального следственного управления СК России. Здесь мы занимаемся только транспортными происшествиями. По иным преступлениям, совершенным на объектах транспорта, надзираем за территориальными подразделениями регионального СУ. В некоторых вопросах взаимодействуем с военной прокуратурой Ивановского гарнизона, Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой.
– Как пример можно привести свалку неподалеку от аэропорта "Иваново", где благодаря вашему вмешательству недавно установлены отпугиватели птиц?
– Да, нам удалось добиться исполнения требований законодательства о безопасности полетов в этой части. В ходе проверки на полигоне ТБО в Залесье работник транспортной прокуратуры зафиксировал возгорание. И хотя, по сути, это компетенция наших коллег, мы по соглашению с ними отреагировали сами: возбудили дело об административном правонарушении именно в связи с возгоранием. Сейчас коллегам в порядке взаимодействия направляем информацию о нарушениях на полигоне ТБО "Чистое поле – Иваново".
Ивановская таможня загружена в 12 раз больше, чем Костромская
– А с территориальной прокуратурой как-то пересекаетесь?
– В единичных случаях. Тесно взаимодействуем с правоохранителями и правоприменителями региона – с региональными УМЧС, УФСБ, УМВД. Таможня опять-таки. Мы взаимодействуем не только с двумя нашими таможенными постами, но и с их головной организацией – Владимирской таможней, хотя она напрямую нам не поднадзорна.
– Какие регионы входят в Северо-Западную транспортную прокуратуру и как на их фоне "смотрится" ваше территориальное ведомство?
– Их двадцать – от Калининграда до Воркуты и от Мурманска до Иванова. Иваново – самая крайняя южная точка. Сравнивать регионы здесь сложно. Если возьмем, например, соседей-ярославцев, это огромный водный узел: судоремонтные и судостроительные заводы, речные порты…
– Но и у нас есть Кинешма, например.
– Есть Кинешма, есть Юрьевец, Плёс, но это всё-таки немного другое. Это преимущественно маломерные суда, судостроительных и судоремонтных заводов у нас нет… С другой стороны, если взять вопросы таможенного декларирования, в сравнении, например, с коллегами из Костромы, где также есть посты, относящиеся к Владимирской таможне, то торговый оборот Ивановской области практически в три раза превышает внешнеэкономический оборот костромских постов. В цифрах 2023 года, если брать декларации, товарных партий, которые отработаны на таможенных постах нашего региона, в 12 раз больше, чем в Костромской области.При этом в каждом регионе есть болевые точки, которые мы стараемся преодолевать.
Станция Ермолино утопала в снегу
– На личных приемах, которые вы ведете как транспортный прокурор, какие вопросы чаще всего возникают? Там, наверное, и выявляются болевые точки, о которых вы говорите.
– По графику у меня прием каждую неделю, по средам. Кроме того, обязательно провожу встречи с трудовыми коллективами поднадзорных предприятий и организаций. Много обращений идет из переписки: и через "Госуслуги", и через сайт прокуратуры. В последнее время и по телефону стало много обращений... Бывает, люди жалуются на ненадлежащее содержание переходов через железнодорожные пути. Здесь мы плотно взаимодействуем с общественностью, чтобы оперативно получать информацию, например, где убрали снег, а где нет, где имеются "народные тропы", несанкционированные переезды...
Например, узнали о неубранных завалах снега на станции Ермолино. Мы оперативно отреагировали, потребовали устранить нарушения, приняли меры и можем с чистой совестью сказать, что на этой станции стало существенно лучше.
Аналогичная ситуация с открытием навигации. Здесь важны сигналы неравнодушных граждан: зачастую именно они позволяют оперативно отреагировать и избежать трагических последствий при перевозке пассажиров.
– Недавно прошла информация о предпринимателе, который сам организовал… железнодорожный переезд.
– Да, была такая проблема, существовал самостийно установленный переезд через железнодорожные пути в Советском районе Иванова. Он не был ни надлежащим образом оборудован, ни согласован. Безусловно, это влияет на безопасность. Поэтому транспортная прокуратура приняла меры реагирования, переезд ликвидировали.
Безумцам за рулем шлагбаум не помеха
– Что можно сказать о несчастных случаях на железной дороге?
– Основная проблема – это, конечно, ДТП на переездах. Они и в прошлом году часто встречались, и этот мы открыли, к сожалению, с подобного происшествия. Безусловно, все такие факты проверяем. Ни в прошлом году, ни в текущем ни в одном случае не было установлено вины машинистов или других работников железнодорожного транспорта.
Мы обязательно проводим профилактические мероприятия, в том числе совместно с УГИБДД. Призываем всех соблюдать правила дорожного движения, безопасности на железнодорожных путях. Надо помнить, что даже если машинист увидел человека или автомобиль, он не может остановить поезд мгновенно.
– А на безопасности переездов не сказывается появление скоростных поездов – "Ласточек"?
– Переезды категорированы по степени нагрузки на них. В прошлом году было выявлено три факта, когда категория менялась: во всех случаях были приняты меры, и переезды возвращены в первоначальную категорию. Ведь именно от нагрузки на переезд зависит его оборудование. От того, какие поезда по нему следуют, какой поток машин по нему идет… Здесь нет взаимосвязи в том, что, допустим, идет "Ласточка" и водители не успевают остановиться. Нет, все сигналы работают, поезд идет без нарушения скоростного режима, но тем не менее водители выезжают под запрещающий сигнал – вне зависимости от того, "Ласточка" это или товарный состав.
СПРАВКА. Валентина Серова, 34 года, коренная петербурженка. С красным дипломом окончила Академию Генеральной прокуратуры. С июля 2012 года работала в прокуратуре Северной столицы, где дослужилась до должности помощника Санкт-Петербургского прокурора на особо режимных объектах ("оборонная" прокуратура). С 2018-го – в Северо-Западной транспортной прокуратуре. В должности транспортного прокурора Ивановской области – с 22 ноября 2023 года. Прокурор в третьем поколении: в органах прокуратуры служил дед и продолжает проходить службу мать.
Полный вариант интервью – на портале "Известно.ру".