Ею сыграно много разных ролей – и в классических опереттах, и в мюзиклах, и в спектаклях для детей. А недавно актриса порадовала зрителя собственной постановкой "История мадам Баттерфляй" – на сцене филармонии.
В Барнауле напрягал суровый сибирский климат
– Расскажите, пожалуйста, как вы пришли работать в музыкальный театр? Было ли это мечтой с детства? Как отнеслись к такому выбору родители?
– Совершенно верно, я с детства очень любила петь и мечтала стать певицей. Сама ставила спектакли, и сама в них играла и пела. После окончания школы пришла в училище искусств поступать на эстрадное отделение, но педагоги порекомендовали – на академическое пение. Родители, по закону жанра, сначала отнеслись к моему выбору с недоверием, потому что в семье никогда не было артистов. Но позже, конечно, гордились и ходили на все мои выступления и экзамены.
Я мечтала служить в оперном театре. Но после окончания консерватории вместе с мужем получили приглашение в Алтайский музыкальный театр в Барнауле.
– Как в таком случае вы оказались в Иванове? Многие ли роли здесь стали любимыми?
– В Алтайском театре мы с Ильёй прослужили один сезон, из крупных ролей довелось сыграть Розалинду в оперетте "Летучая мышь", Тоню Чумакову в "Белой акации", Роз-Мари в одноименной постановке.
Надо заметить, что нам было очень трудно привыкнуть к суровому сибирскому климату и значительной разнице во времени, поэтому в 2013 году мы приняли приглашение и приехали в Ивановский музыкальный театр. Первой ролью здесь была Герда в спектакле "Снежная королева", которая до сих пор остается одной из любимых.
А вообще в Иванове за десятилетие довелось сыграть 28 ролей. Причем в классическом репертуаре: Марицу, Фраскиту, Саффи в оперетте "Цыганский барон"... Очень люблю роли Шугар Кейн в мюзикле "Однажды в Чикаго", Розалинду, Джейн Эйр, но любимейшей на данный момент для меня стала Лариса Огудалова в "Бесприданнице". Вообще эта пьеса Островского – крепкая русская классика с очень серьезным драматическим материалом и прекрасной музыкой. Образ Ларисы оказался мне очень близок, много вокальных номеров, арий, дуэтов. К примеру, с Паратовым у меня все диалоги только музыкальные. Очень красивая постановка, которая никого не оставит равнодушным.
"Люблю каждую свою роль"
– Кем вы себя больше ощущаете – певицей или актрисой?
– Когда я училась в консерватории, то мыслила себя в первую очередь певицей. И поначалу в театре было непривычно, когда называли актрисой. Но сейчас я, конечно, уже чувствую себя в равной мере и актрисой, и певицей, а точнее, солисткой музыкального театра, в котором актер должен быть певцом, а певец актером, и эти два понятия неразрывно связаны.
– Есть ли у вас актерские секреты погружения в образ?
– Интересный вопрос. Секрет, наверное, в том, что я очень люблю свою профессию, люблю каждую роль, стараюсь играть искренне, с полной отдачей, в каждый образ вкладываю частицу себя.
Ради чувства героиня отказывается от веры
– "История мадам Баттерфляй" – не первый оперный проект в вашей жизни. Расскажите, пожалуйста, о предшествующих ему подобных постановках?
– Я очень люблю оперу и в 2015 году участвовала в Международной оперной лаборатории для молодых певцов, которая проходила в Москве в Музыкальном театре имени Покровского. Мы ставили оперу "Евгений Онегин", в которой я исполняла партию Татьяны Лариной. В течение месяца работали с педагогами, солистами, концертмейстерами, дирижерами Большого театра, Геликон-оперы и Новой оперы над партиями и ролями. Результатом творческой лаборатории стал спектакль с оркестром на сцене театра Покровского. Это был очень серьезный опыт. А партия Татьяны – одна из любимых мною оперных партий.
– На постановку "История мадам Баттерфляй" вам выделил грант Союз театральных деятелей. Почему выбор пал именно на это произведение? Вам близок этот образ?
– Опера Пуччини – одна из моих любимейших. К слову сказать, партия Чио-Чио-сан по праву считается одной из самых сложных: музыка Пуччини, с одной стороны, невероятно красивая, с другой – очень непростая. И, конечно же, меня привлек драматичный сюжет. Трагическая история любви и предательства. Мне кажется, эта история никого не может оставить равнодушным.
Образ Чио-Чио-сан действительно мне чем-то близок. Бесконечно жаль героиню, и в своем спектакле я искренне стараюсь передать огромную любовь девушки, которая ради чувства отреклась от своей веры. Это очень сложная история, которая поднимает непростые вопросы, но одно могу сказать точно: в работе мне помогает прекрасная музыка Пуччини, в которой переданы все краски, оттенки и чувства.
– В процессе работы над постановкой она претерпела изрядную трансформацию?
– Да, можно сказать и так. Ведь "История мадам Баттерфляй" изначально задумывалась как моноспектакль, где я пою одна, но сейчас со мной участвуют солисты балета, которые с помощью пластики и танца наполняют спектакль образами, исполняя роли Сузуки, Пинкертона, Шарплеса и Чио-Чио-сан. А роль оркестра исполняет пианист, концертмейстер по классу балета Ивановского музыкального театра, солист филармонии Илья Хруслов. Я бы сказала, что в отличие от оперы в привычном понимании, это более камерная форма, здесь нет хора, оркестра, и вместо нескольких солистов всего один.
Мир режиссера помогает создавать… оркестровая яма
– Какой жанр (опера, оперетта, мюзикл, романс) вам наиболее интересен как актрисе?
– В музыкальном театре очень разнообразный репертуар: и классическая оперетта, и мюзикл, и музыкальная комедия… Я очень люблю музыкальный театр за это, каждый жанр по-своему прекрасен. Опера для меня всегда как преодоление, то, что заставляет постоянно держать в вокальной форме. Перед спектаклем "История мадам Баттерфляй" я в течение месяца стараюсь каждый день пропевать всю партию от начала до конца, чтобы набрать нужную вокальную форму.
Шугар Кейн в спектакле "Однажды в Чикаго".
Не менее сложна классическая оперетта, например, "Летучая мышь" Штрауса, где непростая вокальная партия, роль, да еще весь второй акт приходится танцевать на балу. Всё это требует физической выносливости, вокальной формы, я очень люблю такие роли.
И, конечно же, я очень люблю мюзикл – это современный, актуальный жанр, который позволяет открыться совершенно с другой стороны, в котором более важна драматическая актерская игра. Я счастлива, что в моей сценической жизни есть все эти жанры.
– Когда чувствуете отдачу от зала во время спектакля, это наполняет энергией? И наоборот, если зритель не погружается в магию искусства – это мешает? Как вы справляетесь с такой ситуацией?
– В музыкальном театре актеров от зрителей отделяет оркестровая яма, это достаточно большое расстояние, которое создает так называемую "третью стену". И когда гаснет свет, на сцене появляется другая реальность, тот мир, который создал режиссер. И в момент спектакля я живу жизнью своей героини и не думаю о реакции зрителя. А энергией меня наполняет огромная любовь к профессии, к театру, хорошая роль.
СПРАВКА. Наталия Леляева – артистка-вокалистка Ивановского музыкального театра. Родилась в Саратове. Окончила Саратовское училище искусств, отделение академического пения. В 2012 году – исполнительский факультет по специальности "оперный певец" Саратовской консерватории. Получила приглашение в Алтайский музыкальный театр. С 2013-го служит в Ивановском музыкальном театре. Лауреат Международного конкурса молодых вокалистов "Орфей", Международного конкурса вокалистов имени Штоколова. Трижды стипендиат правительства России для молодых деятелей искусства. В 2023 году стала лауреатом первой премии фестиваля моноспектаклей "Я – театр" за участие в спектакле "История мадам Баттерфляй".