200 жалоб только за январь: в Иванове вновь разбираются с невывезенным мусором

14 февраля 15:24

Одна из причин навалов у мусорных контейнеров – отсутствие координации между структурами

Ивановская область одна из первых в России перешла на новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В 2017 году появился регоператор по обращению с ТКО, который взял на себя обязанности по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению отходов. За шесть лет на территории региона практически исчезли несанкционированные свалки и навалы мусора. Но вопросов по реализации реформы остается немало.

Регоператор убеждает в своей невиновности через ГЛОНАСС

Из года в год количество жалоб на невывезенный мусор с контейнерных площадок увеличивается, прежде всего зимой. В 2023-м в прокуратуру поступило около 200 обращений, основная масса которых приходилась на пред- и посленовогодние "каникулы". В декабре прошлого года прокуроры за пару часов работы горячей линии получили 82 сигнала. В нынешнем январе зарегистрировано 39.

В жилинспекцию только за январь поступило около 200 жалоб. "Обращения на невывоз мусора поступают круглогодично, но зимой их количество увеличивается, – рассказывает и. о. начальника региональной службы Любовь Потёмкина. – У нас восемь инспекторов на всю область, которые провели за январь 142 проверки только по мусору. Регоператор по каждому случаю предоставляет нам реестр вывоза с подкреплением данными системы ГЛОНАСС".

Регоператор отвечает за вывоз мусора, а за состоянием контейнерных площадок, количеством баков для мусора и подъездными путями должны следить собственник земельного участка (в большинстве случаев муниципалитет) или обслуживающая организация (УК, ТСЖ).

Бессменные антилидеры по заваленным отходами контейнерным площадкам в Иванове: 30-й микрорайон, Суховка, Конспиративный переулок, улицы Жарова и Дунаева (район "Серебряного города")…

"Основная часть нарушений выявляется в Иванове и Ивановском районе. В иных муниципалитетах области такой проблемы нет. Ну, или в такой степени нет, – рассказывает прокурор Советского района в Иванове (на территории которого находится офис регоператора) Денис Павлов. – При отработке сигнала мы подходим к проверке комплексно: выезжаем на место, опрашиваем стороны. Иногда регоператор показывает свои журналы и по GPS-навигации мы видим, что мусоровоз подъезжал к данной контейнерной площадке или к улице в частном секторе, но, видимо, что-то помешало забрать мусор: например, нечищеные дороги или припаркованные автомобили".

На неправильную парковку в ГИБДД никто не жалуется

На прошлой неделе к проверяющим присоединились руководители жилинспекции и регоператора, заммэра Иванова Алексей Михайлов и зампред правительства Александр Шаботинский. "Рейд нам показал, что проблема с невозможностью подъезда, которые озвучивает и показывает региональный оператор, все-таки не является существенной для их работы и не препятствует ежедневному обязательному вывозу отходов с контейнерных площадок, – сообщил Алексей Михайлов. – Припаркованные машины, да, мешают вывозу, но эта проблема решается в течение рабочей смены – просто звонком в службу ГИБДД".

В соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг…" периодичность вывоза ТКО при температуре ниже +5 градусов должна быть не реже одного раза в трое суток, в теплое время года – раз в сутки. Крупногабаритные отходы круглогодично вывозятся не реже одного раза в семь суток.

"Регоператор ставит перед собой задачу и в зимний период вывозить коммунальные отходы ежедневно при наличии подъездных путей и отсутствия блокирования контейнерной площадки автомобилями", – уверяет гендиректор регоператора Надежда Гришина. А водители, по ее словам, часто пренебрегают ПДД и правилами благоустройства, которые запрещают оставлять транспортные средства на дорогах и во дворах, если они мешают проезду спецмашин (пожарных, медиков, полиции, коммунальных служб).

Однако дорожные полицейские так и не получили от регоператора ни одного сигнала о неправильной парковке у контейнерных площадок.

Старые диваны и оконные рамы не вывозят месяцами

"Мне кажется, что это всё только отговорки регоператора, – говорит ивановка Елена Павлычева с улицы Чайковского на Сортировке. – Подъезды к мусорке у нас чистые, машин нет, но в новогодние праздники отходы не вывозили более десяти дней. Дозвониться до регоператора вообще невозможно". 

По словам председателя ТСЖ "Флагман" Светланы Межирицкой, крупногабаритный мусор регоператор и вовсе может не вывозить целыми месяцами, и это не единичный случай, на это жалуются многие председатели ТСЖ.

"У нас один контейнер, и он – под видеокамерами, – рассказывает управдом. – Поэтому мы четко видим, когда и как вывозят мусор. Я несколько раз отправляла фотографии регоператору – реакции ноль. Бывало, что мусор в пакетах не забирали, бывало, машина подъезжает, ничего не забирает и уезжает. У меня дворник выходит в семь утра и никогда не знает, когда приедет мусоровоз. А если они еще и не подбирают мусор за собой при загрузке, то он валяется до следующего утра".

"Мусоровоз приехал, поставил машину, два-три ящика высыпали, остальное оставили и уехали, – рассказывает Ирина Соболева, житель 30-го микрорайона в Иванове. – Или начинают скидывать верхушку на землю. У нас уже крысы бегают…"

Для перерасчета придется постараться

По информации прокуратуры и жилинспекции, при получении некачественной (или не в полном объеме) услуги потребитель имеет право на перерасчет. Алгоритм действий такой: составляется акт (лучше в присутствии представителей УК), подписывается несколькими свидетелями, при возможности нарушения фиксируются фото-, видеосъемкой. Всё направляется вместе с претензией и требованием перерасчета регоператору. При отказе потребитель может обратиться в жилинспекцию, а затем и в прокуратуру.

"Так как потребители находятся на прямых договорах с рег­оператором, то и требовать перерасчета они могут только каждый по отдельности, – объясняет Светлана Межирицкая. – А многие ли готовы бороться за неустойку при оплате 112 рублей с человека в месяц? Вы еще попробуйте доказать неоказание услуги… При этом некоторые жители имеют в собственности дом в деревне или дачу, за которые тоже платят круглогодично вне зависимости от того, есть у них мусор или нет".

"Мы же всё равно рано или поздно весь мусор вывозим в полном объеме, даже с самых проблемных адресов, – настаивает Надежда Гришина. – О каком перерасчете может идти речь?"

При таком подходе, грустно шутят юристы, регоператор может спокойно вывозить мусор раз в месяц, в квартал, а то и в год: он же никуда не денется…

УК защищены мораторием на проверки

За прошедший год прокуроры внесли в адрес регоператора по обращению с ТКО более 80 представлений и протестов, 23 виновных лица получили дисциплинарные взыскания, 8 – оштрафованы.

"Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами влечет штрафы: на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч руб­лей, на должностных лиц – до 1 тысячи", – объясняет Денис Павлов.

В 2024 году в жилинспекцию прокуратура уже направила два дела об административном правонарушении в отношении регоператора в связи с несвое­временным оказанием коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Жилинспекция в свою очередь предпочитает спрашивать за некачественное содержание общедомового имущества и придомовых территорий с управляющих организаций. Штраф для должностных лиц здесь составляет 4000–5000 руб­лей, для юридических – до 50 000. Сейчас на рассмотрении находятся 16 протоколов об административных правонарушениях. В январе же общая сумма штрафов на "управляшки" превысила полтора миллиона рублей.

"А вы думаете, откуда у управляющей домом организации могут взяться такие деньги? – вопрошает Светлана Межирицкая. – Только за счет платежей жителей. ТСЖ, например, вообще ничего не зарабатывает, и даже должность председателя зачастую практически не оплачивается".

Между тем инициировать проверку управляющих организаций при действующем моратории на проверки бизнеса практически невозможно. Кроме того, установить виноватого в условиях, когда одна организация отвечает за вывоз, другая – за чистоту, а третья – за состояние подъездных путей, на практике очень сложно.

"Нет должной координации между структурами, – объяснил во время выездного межведомственного рейда зампред правительства Александр Шаботинский. – Поэтому сегодня по результатам проведем совещание при участии всех надзорных органов, администрации города, выработаем какие-то механизмы. К сожалению, мораторий, который был наложен на проверки управляющих организаций, в том числе не позволяет должным образом заставлять их работать".

Таким образом, реальных рычагов воздействия на регоператора-монополиста, если не считать скромных штрафов, нет ни у кого: ни у департамента ЖКХ, ни у надзорных органов в виде жилинспекции и прокуратуры, ни уж тем более у муниципалитетов. А в конечном итоге в любом случае за всё платит потребитель. Иногда и не по одному разу.

Николай МАНТУРОВ

Читайте также
В День Победы все бросились купаться в Дунае
Память о великом прошлом помогают сохранять волонтеры
Новые вместительные автобусы выехали на маршруты №7 и №150 в Иванове