Почетный гражданин города Иваново, Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, ордена Красной Звезды, лауреат Государственной премии СССР Владимир Кабаидзе оставил яркий след в истории нашего региона, будучи генеральным директором Ивановского станкостроительного объединения.
Заслуживает ли министр, чтобы его кормили?
Как-то в газете "Рабочий край", где я долго работал, возникла идея приглашать на редакционные летучки известных в области людей. И одним из первых гостей был как раз Владимир Кабаидзе.
Тогда нас всех поразила его смелость в суждениях о власти. Впоследствии он примерно то же самое говорил на XIX Всесоюзной партийной конференции в 1988 году: "Ни у кого в мире нет столько министров, сколько у нас, а дело идет погано. Но не ждите от меня, что я скажу: "Надо ликвидировать министерства". Нет, всех нужно переводить на самофинансирование. Советскую власть надо переводить на самофинансирование… Мне министерство не нужно. Мы "корм" добываем сами, валюту. Что нам может дать министр? Да ничего. Но это не значит, что не нужны координирующие центры. Однако они должны кормиться от нас, а не от бюджета. Вот будет министр "мышей ловить" – будем кормить. Не будет – не надо".
Кабаидзе так же жестко высказывался против бюрократии: "Я терпеть не могу бумаготворчество. Пусть каждый делегат, вернувшись домой, порвет пять-шесть бумаг. Но я понял одно: безнадежно бороться с бумагами – надо "убивать" авторов"…
За большие потери взвода попал в штрафбат
Владимир Павлович родился 100 лет назад, 24 января 1924 года во Владикавказе в грузинской семье военного. Великая Отечественная застала семью Кабаидзе уже в Киеве. Когда немецкие войска стали подходить к главному городу Украины, будущий станкостроитель был эвакуирован в столицу родной Северной Осетии, где стал работать машинистом на заводе.
В 1942-м добровольно вступил в Красную Армию. Его направили в Орджоникидзевское военное училище связи. В 18 лет в звании младшего лейтенанта по распределению попал на 1-й Украинский фронт командиром взвода пехотного полка. В одном из первых боев в результате неумелых действий вышестоящего руководителя его подразделение и полк в целом понесли большие потери. Владимир Кабаидзе попал под трибунал и получил восемь лет лагерей, но приговор вскоре отменили, отправив провинившегося в штрафбат.
В одной из операций по выбиванию немцев с занятых ими позиций Владимир получил контузию и серьезное ранение. Пробыв полгода в госпитале, "искупив вину кровью", он вернулся на фронт в обычную воинскую часть. Воевал на 1-м Украинском, 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах в должности командира взвода связи. Освобождал Украину и Польшу, в том числе город Лодзь. Форсировал Одер, участвовал в штурме Берлина, войну закончил на Эльбе.
Делали заказы для космической отрасли
На гражданке Кабаидзе экстерном окончил среднюю школу и продолжил учебу в Ростовском институте сельхозмашиностроения. На втором курсе перевелся в Московский станкоинструментальный институт, диплом которого получил в 1952 году. Работал на Рязанском станкостроительном заводе. Прошел путь от конструктора до главного инженера предприятия.
В ноябре 1970 года получил назначение на пост директора Ивановского завода расточных станков, а в 1976-м стал гендиректором Ивановского станкостроительного производственного объединения имени 50-летия СССР. За короткое время под его руководством в ИСПО создали систему ускоренного проектирования и производства новых конкурентоспособных станков с программным управлением.
Уже первые обрабатывающие центры из Иванова – "ИР500МФ" и "Модуль-500" – на московской выставке "Станки-77" были отмечены дипломами первой степени, а разработчики – двумя золотыми, двумя серебряными и одиннадцатью бронзовыми медалями.

Продукция ИЗТС продавалась во многие страны.
С этого момента в жизни коллектива начался новый этап. Как писали в газетах того времени: "Ивановскими ОЦами семейства "ИРов" оснащались "ЗИЛ" и предприятия космической техники, "ГАЗ" и авиационные заводы. Предприятие стало флагманом отечественного станкостроения". Наша продукция произвела фурор на самых престижных международных выставках в Ганновере, Дюссельдорфе, Брюсселе, Осаке. Ивановские станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры стали экспортироваться во многие страны мира.
За организацию серийного выпуска и внедрение в промышленность многооперационных станков группе специалистов предприятия в 1983 году присудили Государственную премию. Этой чести были удостоены гендиректор объединения Кабаидзе, главные инженеры Фирсов и Масловский, завотделом Гурычев, ведущий конструктор Банковский, главный технолог Чекалов, бригадир сборщиков Костин. Тогда же по итогам работы за год предприятие как победитель Всесоюзного социалистического соревнования было занесено на Всесоюзную доску почета и награждено переходящим Красным знаменем.
Помогали выпускать станки болгарам
В 1985 году в истории ивановского станкостроения началась новая глава. В сентябре ИСПО в третий раз стало участником Международной станкостроительной выставки ЕМО-6 в Ганновере – с двумя гибкими производственными модулями нового поколения ИР800ПМФ4 с цепным инструментальным магазином увеличенной емкости (на 60 инструментов) и ИР320ПМФ4 для комплексной обработки корпусных деталей малого габарита, включая токарные операции. А также с макетом комплекса гибких производственных систем "Иваново–ЗИЛ" (для обработки дизельного двигателя этого автомобиля).
Представленные ивановцами экспонаты не остались не замеченными среди самых передовых достижений в мировом станкостроении от 1725 фирм и предприятий из 36 стран.
В октябре в Болгарии на заводе металлорежущих станков побывал президент СССР Михаил Горбачёв. Знакомясь с предприятием, упомянул ивановских изготовителей передовой техники. Итогом того визита главы государства стало подписание межправительственного соглашения о создании советско-болгарского научно-производственного объединения "Иваново–София". Задача перед новым предприятием, генеральным директором которого стал Владимир Кабаидзе, была поставлена одна: нарастить объемы выпуска высококлассного машиностроительного оборудования, в котором остро нуждались и советская, и болгарская промышленность.
Обе стороны взялись за дело с большой энергией: уже через год производственный план был выполнен на 111,2 процента. А это более полусотни дополнительных обрабатывающих центров. Почти сразу освоили три новые модели. Две из них на международной Пловдивской промышленной ярмарке были удостоены золотых медалей.
Опыт ивановских коллег оказался чрезвычайно ценен для болгарских специалистов. Наши конструкторы помогли софийским довести до ума станок по изготовлению особо сложного инструмента. Первую партию этой болгарской продукции "обкатали" в цехах ИЗТС, предложив новые технические решения для исправления выявленных слабых мест. В Иваново же пригласили представителей заказчиков этих машин, обучили их всем тонкостям эксплуатации. В кооперацию с ивановцами охотно вовлекались всё новые болгарские заводы.
В 1986 году коммунисты Ивановской области делегировали Владимира Кабаидзе на ХХVII съезд КПСС. Руководитель завода поддержал курс на перестройку. Был одним из инициаторов перехода предприятий на хозяйственный расчет, еще тогда предложил перевести министерства на самоокупаемость.
В начале 1990-х, в период развала страны и спада экономики, Владимир Павлович сумел сохранить производство, уберечь предприятие от банкротства. Скончался 18 сентября 1998 года. Похоронен на кладбище Балино областного центра.
Кабаидзе оставил о себе память как о человеке, при котором Иваново стало и городом станкостроителей.
МЕЖДУ ТЕМ. В областном архиве (Куконовых, 1) проходит мини-выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Владимира Кабаидзе. На государственное хранение поступили документы почетного гражданина от его жены и бывшего руководства ИЗТС. В частности, большой интерес представляют многочисленные фотографии – с однополчанами, родственниками, друзьями, сотрудниками и рабочими завода.