"Воскресение": "В Иванове дружелюбная публика"

27 ноября 2023 14:45

Лидер рок-группы Алексей Романов согласился на эксклюзивное интервью "ИГ"

"Кто виноват?", "Я привык бродить один", "Всё сначала", "По дороге разочарований" – песни группы "Воскресение" любимы многими. Пройдя проверку временем, они давно стали настоящими легендами отечественной рок-музыки. Недавно в Иванове прошел концерт, приуроченный к 45­летию группы, на вопросы корреспондента "ИГ" ответил бессменный лидер коллектива Алексей Романов.

Играли на гитаре, чтобы нравиться девушкам

– В разных источниках вас называют по-разному: где-то "Воскресенье", где-то "Воскресение". Смысл в этих словах отчасти разный. Как правильнее?

– Смысл в этих словах одинаковый, я уверен. Мы одно время, не задумываясь, писали с мягким знаком. Но однажды кто-то из комсомольских вожаков рассказал, как высокий начальник поинтересовался: "А что это за группа у вас с церковным названием?". С тех пор пишем через "и" – начальство приказало (смеется).

– 45 лет назад свет увидел первый магнитоальбом "Воскресения". Когда вы начинали заниматься музыкой, могли себе представить, что творческий путь будет долгим, а группа станет по-настоящему легендарной?

– В те давние "битломанские" времена заниматься музыкой казалось естественным и необходимым. Играть в группе означало быть актуальным и востребованным. Мне кажется, далеко никто не заглядывал. По крайней мере, из любителей, о карьере и славе мыслей не было. Однажды у одного из наших музыкантов спросили: "Зачем ты играешь на гитаре?" – "А чтобы девушкам нравиться!" – был ответ…

– Насколько мне известно, к юбилею группы вы переиздали свои основные альбомы? Изменилось оформление, изменился звук – для чего это?

– Да, переизданы диски "Воскресение-1", "Всё сначала" и "Не торопясь". На этих альбомах современными техническими средствами мы улучшили качество звучания: придали ему прозрачность и убрали шумы. В результате фонограмма стала громче, но не потеряла в динамике. Ну и особо хочется отметить, что альбомы приобрели новое оформление.

– На концертах вы часто исполняете старые и очень старые, проверенные временем песни. Каково это – мысленно возвращаться в те времена, когда они создавались? Не возникает желания как-то кардинально переработать их для концертов в соответствии с актуальными музыкальными тенденциями?

– Со временем изменяются аранжировки, слегка правятся тексты. Некоторые песни в какой-то момент просто неинтересно играть, а через несколько лет они всплывают сами, значит – живы. Современные музыкальные тенденции? Смотря что вы имеете в виду. Бесформенные километровые простыни с шумовыми фонами и невнятным бормотанием не увлекают. По большей части раздражает рэп. А поп-музыка, и рок-н-ролл в частности, однажды обрели устойчивые формы и с тех пор неплохо себя чувствуют. В конце концов, можно всё это считать авторской песней в определенном стилистическом обрамлении.

Купить хорошие струны было серьезной проблемой

– Следите ли вы за современными молодыми исполнителями, симпатичен ли вам кто-то из них? Какую музыку вы слушаете сегодня?

– Специально кого-то не ищу. Уверен, что интересные музыканты в свое время сделаются заметными, и я непременно обращу внимание. Другое дело, что время летит, и вчерашняя молодежь – сегодня уже матерые профессионалы. Радует, что на улице часто вижу ребят с гитарными кофрами.

– Известный поющий поэт 1980-х годов Александр Башлачёв пел, что "с каждым днем времена меняются". А лично вам когда было комфортнее: в 1980-е, 1990-е, нулевые или в день нынешний? 

– Мне нравится жить "здесь и сейчас". То же самое было и полвека назад. Как говорится, "в каждой избушке свои погремушки". Когда-то я был молод и задирист, сейчас учусь распределять силы. Очень удобно иметь под рукой средства связи, возможность покупать инструменты и прибамбасы. В те же 1980-е это было страшной проблемой – приличная гитара, хорошие струны, красивые ботинки или междугородний звонок.

– Если бы довелось начать жизнь заново, вы бы что-то изменили? Группу "Воскресение" создали бы?

– Я бы создал группу Led Zeppelin (смеется). К счастью, история не терпит сослагательного наклонения.

На концерте – как с горы на лыжах лететь

– Мало кому известен факт, что по образованию вы архитектор и в Москве есть даже ваши постройки. Какие, кстати? Музыку и архитектуру что-то роднит? Как вы как архитектор оцениваете сегодняшнюю столицу? 

– Авторских работ не имел по причине молодости и недостаточной квалификации. Довелось принимать участие в проектировании нелепейшего сундука, бывшего Министерства радиопромышленности на Тургеневской площади. Однажды изобрел "дивной красоты" склад горюче-смазочных материалов на территории режимного объекта НИИЦЭВТ... Московскую современную застройку воспринимаю как безвкусную попсу, визг и скрежет на манер телевизионной рекламы. Весь этот мусор сносить будет весьма накладно.

Расхожая поговорка: "архитектура – это застывшая музыка". Ну, от музыки вреда всё же меньше.

– Несколько лет назад вышла ваша книга стихов "Всё сначала…". Насколько мне известно, вы долгое время скептически относились к мысли ее издать. Что же повлияло на перемену решения?

– Сам бы я ни за что на свете не взялся за такое дело. Спасибо моему другу Андрею Харченко, который всё придумал и организовал. От меня потребовалось только подобрать материал, отредактировать гранки и поучаствовать в презентации…

– Вас не обижает, когда вы исполняете новые песни, а публика кричит: "Давай "Кто виноват?"?

– Ну, "Кто виноват?" – тоже не лишенная смысла вещица. Самое смешное, когда девичий голос из зала просит: "Лёха, бабу давай!" (имеется ввиду песня "Снежная баба". – К. Ш.)

– А вообще, вам ближе и интереснее концертная работа или студийная? 

– Это немножко разные виды деятельности. На концерте ничего сию секунду исправить нельзя, любая лажа ложится камнем в карму. Это как с горы на лыжах лететь. На студии ты за мольбертом, глубоко проникаешь в детали – тоже увлекательно. Но можно и "засушить" работу излишним перфекционизмом.

Встречал людей, родившихся старыми

– Творческое наследие группы "Воскресение" интересно многим возрастам. Как изменились поклонники вашего творчества и чем, на ваш взгляд, отличается старшее поколение от молодежи?

– Не знаю, что и сказать... Вряд ли вон тот бородатый очкарик в бейсболке и шортах в данный момент осознает себя 70­летним: как был пацаном, так и рассекает по жизни. А встречал и людей, родившихся старыми…

– Вам не кажется, что в современном мире рок-музыка перестала играть ту роль, какую играла в эпоху перестройки?

– В конце 1980-х расцвело фестивальное дело, сборные программы собирали стадионы, возникли будущие знаменитые команды. Но к тому времени и музыканты созрели, и публика была готова. Кстати, в доперестроечные времена вся эта полуподпольная культура казалась настоящим андеграундом, интерес был гораздо острее. А в начале 1990­х во дворцах спорта уже торговали турецкими и китайскими шмотками…

– В чем, по-вашему, принципиальное отличие между московскими и петербургскими группами?

– Не задумывался… "Битлы" лучше поют, "Роллинги" лучше играют?

Вполне устраивает музыка с цифровых носителей

– Как складываются отношения с Константином Никольским сегодня? Для многих он так и остался фронтменом, лицом "Воскресения". Не бывает желания воссоединиться?

– Если бы это было возможно, играли бы вместе. Пару раз пытались – отношения никак не складываются. По сути, Костя как пришел со своими песнями, так с ними и ушел. Для меня лично от этого мало что изменилось. Он, конечно, очень профессиональный человек. Но мне кажется, важнее психологический климат в группе. Когда не надо ни о чем разговаривать, ни о чем договариваться. Когда существует телепатическая связь внутри коллектива. Мне кажется, ему было очень трудно с нами. Он всегда существовал сам по себе. Когда мы были помоложе, всё это как-то легче переносилось.

– Кстати, виниловая пластинка "Воскресения" с Никольским давно стала коллекционной редкостью. А как вы относитесь к возрождению моды на винил? Сами не коллекционируете? Вообще было бы очень интересно узнать о ваших хобби...

– Не увлек меня ренессанс винила, чаще слушаю музыку в наушниках с цифровых носителей. Есть несколько пластинок, с которыми жаль расстаться, – по большей части подарки. Но где хранится мой проигрыватель винила, с ходу и не вспомню. Со времен аудиокассет меня устраивает любое качество звука: что мне интересно, я расслышу. А мое хобби – цифровая фотография.

– В Иванове вы бывали неоднократно. Какие впечатления оставил у "Воскресения" наш город? 

– Прошлый раз мы выступали в Иванове довольно давно, если не ошибаюсь, году в 2008-­м. Отчетливо помню, как летели тогда самолетом. Сейчас в рамках юбилейного тура мы никак не могли не порадовать ивановских поклонников своим концертом. Тем более, что здесь очень дружелюбная публика – добрые, ласковые, отзывчивые люди. А само Иваново всегда оставляет у меня впечатление милейшего, среднерусского городка с интересным историческим центром. С удовольствием вернемся сюда еще много-много раз.

СПРАВКА. "Воскресение" – столичная рок-группа. Лидеры в разное время: Алексей Романов, Андрей Сапунов, Константин Никольский. Стиль – рок с элементами блюза, психоделического рока, арт-рока, а также кантри и рок-н-ролла. В 1979 году в полуподпольных условиях был записан дебютный альбом "Воскренение-1", позднее выпущенный на компакт-дисках. На данный момент группа выпустила 15 альбомов. Неоднократно принимала участие в таких знаковых рок-фестивалях, как "Крылья Родины" и Maxidrom.

Беседовал Константин ШПРИНГЕР

Читайте также
Прощание с Владимиром Нуждиным состоится 27 февраля
Ивановская область начнет развивать "Плавание для всех"
Станислав Воскресенский выступил наставником для суперфиналистов конкурса "Лидеры России"