Когда учитель становится тираном

29 октября 2023 13:05

В редакцию обратилась одна из наших читательниц, дочь которой попала в немилость к классной руководительнице и завучу. Травля длилась более года, а потом выплеснулась в огромный скандал с привлечением компетентных органов. И этот случай в Иванове оказался не единичным.

Классная руководительница называла "бомжихой"

Когда в эту ивановскую школу приехали представители отдела образования и уполномоченный по правам человека, то формальная суть претензий к ученице свелась лишь к "одежде не по уставу", который, к слову сказать, не содержал запретов на конкретные вещи.

"В школе мне было очень некомфортно и психологически тяжело, – рассказала восьмиклассница Татьяна Летова (имя и фамилия изменены). – С одноклассниками я не общаюсь из-за разницы в интересах. У меня был только один друг, которого впоследствии учителя тоже настраивали против меня, но мы до сих пор дружим. По внешнему виду учителя многим делают замечания, но меня классная руководительница называла "готом", "бомжихой", а завуч однажды вообще выгнала из школы за то, что ей не понравилась моя обувь". Каждый раз придирки становились всё чаще, и нередко претензии высказывались на повышенных тонах.

По словам уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области Светланы Протасевич, девочка одевается вполне прилично. Не совсем деловой стиль, но ничего вызывающего и неподобающего нет: без вычурных моделей и надписей.

"Я и сама любила носить рубашку в клетку и ходить в брюках, – делится своими воспоминаниями детский омбудсмен. – Для школы, возможно, это не совсем деловой стиль, но однотонные кофты, даже если не белого цвета, вполне приемлемы. То, что я видела на фотографиях и на встрече с девочкой, никаких претензий у меня не вызвало. Мне очень понравился ребенок: это очень талантливая и бесконфликтная девочка, живущая в своем мире".

Однако неоднократно Таня, не выдерживая прессинга, уходила с уроков. Классная руководительница позволяла себе в разговорах с детьми и родителями называть девочку "неадекватной" и просила детей не общаться с ней. На "очной ставке", естественно, педагог и руководство школы заявили, что это всё фантазии школьницы.

"Мама хотела сразу вмешаться, но я просила этого не делать, думая, что всё само собой уляжется, а если она придет разбираться, то будет только хуже", – объясняет Татьяна.

ШТРИХ. В одном из своих выступлений экс-уполномоченная по правам ребенка в России Анна Кузнецова заявила, что, по результатам опросов, 55% детей сталкивались с буллингом (травлей) и 39% не рассказывают об этом никому.

 Но закончилось всё нервным срывом перед самым окончанием года и заключением психолога: "Психоэмоциональное состояние подавленное. Имеются противопоказания для посещения школьных занятий".

Мама встретилась с классной руководительницей и, не найдя понимания, пошла к директору школы, который выразил недоумение, почему женщина поддерживает ребенка, а не школу, а также предупредил, что в девятом классе родители будут неприятно удивлены итоговыми оценками дочери.

Сейчас девочка сменила школу, и проблемы успеваемости по предметам исчезли.

Запретила детям отпрашиваться в туалет

В одной из частных ивановских школ учитель назвал девочку толстой и каждый раз заострял внимание на ее телосложении, вызывая смех в классе. Игру подхватили и одноклассники. Школьница плакала, отказывалась есть и в итоге сменила школу, пройдя длительный курс реабилитации у психолога.

* * *

Молодой педагог взяла детей в четвертом классе и сразу же дала понять и ученикам, и родителям, что дисциплина у нее – во главе угла. Дети ее просто боялись. Каждый вызов к доске превращался в допрос с пристрастием. Родители не раз пытались поговорить с завучем, но получали ответ: "Что я могу сделать, она молодая, никого не слушает. А учителей у нас, сами понимаете, нехватка…" Некоторые родители обращались к школьному психологу.

"Учитель категорически отказывалась выпускать детей в туалет во время урока, говоря, что "в 10 лет 40 минут можно и потерпеть", – рассказывает одна из родительниц. – Одна девочка не смогла дождаться, так учитель ее еще и отругала. С ее подачи дети стали смеяться и издеваться над одноклассницей. После жалобы матери директору девчонку учитель загнобила так, что родители, не дожидаясь конца года, перевели ее в другую школу".

* * *

Ученик восьмого класса стал предметом насмешек учителя географии только за то, что не мог пересказать текст своими словами. "За конспекты и таблицы Дима получал всегда тройки, потому что использовал, по словам учителя, "много лишних слов", – рассказывает мама мальчика. – Писать за учителем "на слух" он совсем не успевал. Однажды педагог попросила его прочесть написанное и подняла ребенка на смех: "А мы, оказывается, к восьмому классу ни писать, ни читать так и не научились?!"

Мама разговаривала с учителем, просила ее публично не заострять внимание на "неумениях" ребенка, но та уверяла, что ничего подобного не происходит.

* * *

Еще одна история дошла до регионального уполномоченного по правам ребенка (тогда еще – Татьяна Океанская). "Мы уж хотели школу менять, не сложились отношения у внука с одним учителем, – рассказывает бабушка. – Она и фамилию его перевирала, и оценки занижала, и всячески старалась задеть… Но стали разбираться: оказывается, и наш-то совсем не ангел оказался. Пока вроде бы удалось найти компромисс. Но такое поведение учителя абсолютно недопустимо".

Школьным психологам дети не доверяют

Специалисты психологической службы ивановского Центра профориентации и развития "Перспектива" заверяют, что буллинг в детской среде был, есть и, видимо, будет. И агрессорами чаще всего выступают те, кто сам был подвержен насилию в той или иной форме. А вот травля со стороны педагогов – это нонсенс. В любом случае проблему необходимо решать. Для этого и существует их служба, чтобы возвращать детям мотивацию к учебе и разрешать школьные конфликты.

"Школьные психологи, к сожалению, в силу ряда причин не занимаются реальной работой с травмами, – говорит психолог Елена Гайдай. – В данной ситуации работу нужно проводить со всеми участниками конфликта: ребенком, педагогом и родителями".

Если школьник нарушает правила поведения, то необходимо помочь ему. Учителя не могут злиться и уж тем более мстить ребенку именно потому, что они взрослые и должны показывать пример. Взрослому довести ребенка легко. Ребенку противостоять взрослому титанически сложно.

Еще один нюанс: нельзя отождествлять любой конфликт с буллингом. Обычные инциденты быстро возникают и также быстро проходят, а буллинг чаще всего имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.

"Педагог не должен допускать конфликтов в классе, создавать среду, в которой это было бы возможно, – говорит детский омбудсмен Светлана Протасевич. – В каждой школе сейчас есть психологи, но дети к ним не идут, не доверяют. Потому что нет гарантии конфиденциальности и разрешения ситуации. Здесь нужна какая-то другая система примирительной медиации: чтобы стороны могли высказать претензии и желания друг другу и найти компромиссное решение".

"Да ребенок не так понял. Педагог очень опытный"

Когда же родителям следует бить тревогу? Первый звоночек – нежелание ребенка идти в школу: не разовое, не из-за невыученных уроков, а систематическое и категоричное. Ребенок не желает говорить о школьных делах, о том, как прошел день.

Второй симптом – плохая успеваемость по конкретному предмету.

Логично, советуют специалисты, начинать разбираться в ситуации "с низов": сначала пообщаться с одноклассниками или родителями, затем обратиться к учителю. И только в случае отсутствия понимания идти к директору, в управление образования, прокуратуру... На всех встречах родители должны отбросить эмоции и обвинения, просить дать оценку конкретным фактам, а не впечатлениям учителя. Перед общением ни в коем случае не пользуйтесь успокоительными лекарственными средствами, "затуманивающими мозг".

Нужно быть готовым ко всему, например, что реальность может сильно отличаться от рассказа ребенка или вас просто не захотят услышать.

Как предупреждают психологи "Перспективы", грамотные "эффективные менеджеры образования" (администрация школы) пользуются старыми традиционными приемами: психологические манипуляции с целью заставить собеседника сомневаться (всё не так, как вам кажется, ребенок не так понял, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (ребенок сам виноват, он довел учителя), забалтывание (это недоразумение, никогда такого не было, педагог очень опытный, пользуется уважением среди коллег и детей). Интерес администрации – не выносить сор из избы, а ваш интерес – защитить ребенка. Поэтому, если необходимо, не нужно стесняться вынести ситуацию на обсуждение общественности: в соцсети, СМИ.

Если у учителя есть конкретные претензии к вашему ребенку, внимательно выслушайте их и, если они объективны, поговорите с чадом, продумайте план выхода из ситуации и без агрессии в адрес учителя убедите, что вы на его стороне и всегда поддержите.

"Может, мне повезло с коллегами, но за всю свою долгую жизнь я ни разу не видела травли со стороны педагогов, – делится бывший учитель русского языка и литературы Ирина Маршалова. – Зачем преподавателю травить ученика? Вот с детской травлей сталкивалась, причем она развивается в коллективе с молчаливого согласия взрослого, ответственного за детей, или в группе, где дети предоставлены сами себе. Я сама дважды вступалась за ученика, которого швыряли в коридоре как школьный мячик, а потом пытались макнуть головой в унитаз. И всё это происходило на глазах нашего физрука... Я сказала классу: "Если вы обижаете ребенка, значит, обижаете меня, а со мной я не советую вам связываться". Мне тогда сильно попало от директора за привлечение инспекторов ПДН, но этого мальчика больше не трогали".

Однако, по словам педагога, сейчас и дети изменились, и учителя стали менее терпимыми, более загруженными и часто сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Но это никак не может оправдать насилие.

…Все-таки профессиональных и адекватных педагогов, которые не позволяют себе неподобающих действий, больше. И справедливости ради нужно отметить, что зачастую именно они становятся объектом нападок учеников и их родителей.

Николай МАНТУРОВ

Читайте также
Прощание с Владимиром Нуждиным состоится 27 февраля
Ивановская область начнет развивать "Плавание для всех"
Станислав Воскресенский выступил наставником для суперфиналистов конкурса "Лидеры России"