О том, чем рискует человек, выбравший неформальную трудовую деятельность, какие социальные гарантии дает официальное трудоустройство, что такое обязательное социальное страхование работника, расскажет управляющий Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Игорь Светушков.
– Игорь Валерьевич, расскажите, пожалуйста, что такое обязательное социальное страхование работника.
– Это часть государственной системы социальной защиты населения, которая гарантирует работающему гражданину определенную государственную поддержку в ситуациях, когда он не может трудиться и, соответственно, получать заработную плату за свой труд. Наличие трудового договора гарантирует работнику получение страхового обеспечения из бюджета Фонда социального страхования РФ. Оно включает в себя не только денежные выплаты (пособия, страховые выплаты), но и целый комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья, финансирования социальной, профессиональной реабилитации граждан, пострадавших на производстве.
ФСС осуществляет два вида страхования: страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
– Но ведь кое-кто видит в неформальных трудовых отношениях преимущества для себя: "серая" зарплата выше рыночной…
– Это заблуждение. Трудовая деятельность – это всегда риск, особенно на предприятиях (организациях), которые занимаются строительством, производством, переработкой. Следует помнить, что производственная травма – событие непрогнозируемое и может произойти в любой момент на любом производстве.
– Вы говорите, что риск ЧП на работе – удел абсолютно любых организаций. Но что может случиться с человеком в офисе?
– Да всё что угодно. Возьмем для примера организацию "Почта России" (люди работают в офисе, занимаются доставкой корреспонденции). Для этой организации характерны сезонные производственные травмы. Как только начинаются оттепели, на дорогах образуется гололедица и количество производственных травм, связанных с падением (ушибы, переломы), в которых пострадали почтальоны, резко растет. Также почтальоны очень часто подвергаются нападениям собак, особенно в частном секторе. Укус собаки – производственная травма, которая произошла во время выполнения трудовых функций (доставка пенсий, например). А сейчас очень распространена курьерская доставка на дом через интернет, эти работники тоже в группе риска… Поэтому трудовой договор очень важен, в противном случае можно даже не получить пособие по временной нетрудоспособности.
– В случае с почтальонами можно сказать, что человек получил легкое повреждение здоровья, выздоровел и вышел на работу…
– Да, при легкой производственной травме работник, как правило, излечивается без каких-либо последствий для здоровья и возвращается на работу. Другое дело – тяжелая производственная травма, в результате которой может наступить стойкая утрата здоровья, которая грозит в том числе потерей заработка.
Работник, подлежащий обязательному социальному страхованию, получает высокотехнологичную медицинскую помощь, проходит реабилитацию в специализированных учреждениях, обеспечивается техническими средствами реабилитации, а в некоторых случаях автомобилями с адаптивными органами управления, лекарственными средствами. А еще, что тоже важно, проходит обучение новой специальности, если на прежнем месте работать по состоянию здоровья уже не может.
– Игорь Валерьевич, можете на примере рассказать, какая реальная помощь была оказана пострадавшим людям?
– Да, конечно. Несчастный случай на производстве произошел несколько лет назад на одном предприятии по производству хлебобулочных изделий. В результате производственной травмы молодой человек (25 лет) лишился руки. За счет средств Фонда социального страхования РФ было оплачено длительное постоперационное лечение, а также реабилитация в специализированных центрах. Учитывая активный образ жизни пострадавшего, Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечило его высокотехнологичным современным протезом руки (стоимость на тот момент составляла более 3 млн рублей). Молодой человек освоил новую профессию и создал семью. Для него жизнь продолжается, и всё благодаря тому, что когда-то он поставил свою подпись под очень важным документом – трудовым договором.
Был в Иванове несколько лет назад еще один случай. Работник предприятия отрасли химической промышленности в результате взрыва получил ожог 80% поверхности кожной ткани. Первую помощь ему оказали в областной больнице. Затем было принято решение отправить пострадавшего санавиацией в сопровождении врачей в Нижегородский ожоговый центр, где врачи долгое время боролись за его жизнь. За счет средств ФСС ему были проведены многочисленные операции по пересадке кожных покровов, проведена лазерная терапия кожи кистей рук. Лечение и реабилитация длились несколько лет.
– Игорь Валерьевич, какова статистика производственного травматизма в период за 2021 и первое полугодие 2022 года?
– В прошлом году 150 производственных травм Ивановским региональным отделением Фонда были признаны страховыми, из них 25 тяжелых, 10 со смертельным исходом и 115 легких. При этом 20 несчастных случаев страховыми признаны не были (трудовые отношения не были оформлены надлежащим образом, и смерть на рабочем месте наступила по причине общего заболевания).
В первое полугодие текущего года 54 несчастных случая были признаны страховыми, из них 9 тяжелых, два со смертельным исходом и 43 легких. 18 случаев страховыми не признаны.
– А что можно сказать об общей тенденции по количеству производственных травм в нашей области?
– Общее количество производственных травм неизменно сокращается. Например, за последние семь лет, с 2016 года, оно сократилось в 1,8 раз – с 273 до 150 случаев. При этом количество тяжелых производственных травм остается на прежнем уровне.
– Какие основные причины производственного травматизма?
– На первом месте нарушение требований безопасности, что говорит о низкой культуре охраны труда как у работников, так и у работодателей. Второе место – неудовлетворительная организация производства, рабочих мест и неудовлетворительное техническое состояние зданий и территорий. Далее по убывающей недостатки обучения безопасным приемам труда и нарушение правил дорожного движения.
– Вы можете привести примеры производственного травматизма за последние пять-семь лет, когда работник не был застрахован?
– Да, к сожалению, такие примеры есть. В 2017 году на предприятии в Иванове работник упал с шестого этажа во время монтажа опалубки. Он получил тяжелейшие травмы головного мозга, множественные открытые и закрытые переломы. Работник не был трудоустроен и не мог претендовать даже на оплату больничного листа за счет средств Фонда социального страхования РФ.
В конце 2017 года сорокалетнему мужчине оторвало руку. Он решил подработать на одном из ивановских предприятий по производству набивного материла для постельных принадлежностей, естественно, без оформления трудовых отношений. Нарушение техники безопасности привело к печальному исходу.
Эти работники осуществляли трудовую деятельность на свой страх и риск без оформления трудового договора и теперь со своей проблемой и бедой остаются один на один. Для них не предусмотрены мероприятия за счет средств ФСС по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также страховые выплаты.
– Были ли производственные травмы со смертельным исходом?
– В 2017 году работник погиб, выполняя трудовые функции, будучи трудоустроенным неофициально на одном из тейковских предприятий. Во время уборки электроудлинителя получил удар электрическим током. Мужчине было всего 29 лет.
В 2016 году в Шуе произошел взрыв установки для переработки нефтепродуктов, в результате чего четыре человека погибло. Родственникам только двоих из них через суд удалось доказать нахождение пострадавших в трудовых отношениях.
Вот совсем свежий пример. В марте 2022 года на одной из лесопилок мужчина 59 лет, будучи официально не трудоустроенным, при работе на брусовальном станке попал в его механизмы и от полученных травм скончался на месте. Человек не был официально трудоустроен, данный случай был признан не страховым.
– Игорь Валерьевич, производственная травма привела в большой беде, работник погиб. Для него Фонд социального страхования уже ничего не сделает. А родственникам оказывается какая-то помощь?
– Конечно. Родственникам (родители, несовершеннолетние дети) работника, погибшего при исполнении трудовых обязанностей, назначаются страховые выплаты: ежемесячные выплаты по потере кормильца, единовременная страховая выплата в размере 1 млн рублей. В настоящее время в Ивановском региональном отделении фонда числятся 88 получателей страховых выплат по потере кормильца: это дети до 18 лет и молодые люди, которые проходят обучение по очной форме.
– Игорь Валерьевич, если подвести итоги нашего разговора…
– Итог таков. Трудовой договор – социальный щит, который гарантирует получение страхового обеспечения в случае возникновения несчастного случая... Хочу обратиться ко всем трудоспособным жителям нашего региона. Будьте внимательны при трудоустройстве на работу! Остерегайтесь неформального трудоустройства, особенно на предприятиях с производственными мощностями – там, где опасно. Это поможет вам сохранить здоровье, а в некоторых случаях даже жизнь. Берегите себя!
Партнерский материал