Компания старая, долги новые
Корректировка платы за отопление – ежегодный процесс, который происходит в первом квартале за предыдущий год исключительно для домов с общедомовыми приборами учета. Рассчитывается она по реальным показателям отпущенного тепла и ежемесячным начислениям. Может быть как "в плюс", так и "в минус" для абонентов, исходя из сравнения аналогичных зимних температур.
"Ивгортеплоэнерго" в роли поставщика тепла в 2021 году отработал лишь первые шесть месяцев. С 1 июля единой теплоснабжающей организацией в Иванове стал Владимирский филиал "Т Плюс" и квитанции стали приходить от "ЭнергосбыТ Плюс". Именно за свою часть отопительного сезона ИвГТЭ в феврале и выставил ивановцам корректировку платежей. Некоторые абоненты остались должны бывшему поставщику от трех до десяти тысяч рублей.
Похожая ситуация случилась и в Кохме. С 1 октября вместо "Кохмабытсервиса" единой теплоснабжающей организацией также стал Владимирский филиал "Т Плюс". Поэтому "Кохмабытсервис" в ноябре пересчитал реальные объемы отпущенного тепла за 9 месяцев 2021 года исходя из показаний общедомовых счетчиков тепловой энергии. "Недоплаты" некоторых кохомчан достигли в квитанциях 8000 рублей.
Скандалы с квитанциями за отопление не миновали и Южу. С 27 июля вместо "Объединенных котельных" официально поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения стало "Тепло Людям. Южа". При смене "хозяина" возникла неразбериха со счетами, кто-то получил квитанции за те месяцы, за которые услуга уже была оплачена, кто-то – с совершенно другими цифрами. Из-за недостатка достоверных сведений по показаниям общедомовых приборов учета новая компания производила начисления по нормативам.
Волнения вокруг перерасчета в интернете высказывают жители Китова Шуйского района, получившие доначисления до 6000 рублей, и других муниципалитетов области.
Четыре муниципалитета платят за услугу только зимой
Корректировка по результатам прошедшего года обычно производится в марте следующего и касается лишь домов с общедомовыми приборами учета, где граждане оплачивают отопление равными долями в течение всех 12 месяцев. Такая схема принята на территории всей Ивановской области, кроме четырех муниципалитетов: Вичуги, Родников, Фурмановского и Комсомольского (за исключением Писцовского поселения) районов. Здесь за услугу рассчитываются по схеме 1/7, то есть "по факту", только в отопительный период.
По словам начальника отдела сбыта ИвГТЭ Павла Кириллова, оплата равными долями в течение года уменьшает финансовую нагрузку на жителей региона, однако оплата по факту, в течение только зимнего сезона, наиболее предпочтительна для ресурсников, расходы которых в отопительный период возрастают в разы, прежде всего – на топливо для выработки тепловой энергии.
В 2018 году администрации Шуи и Кохмы, выступая в интересах ресурсоснабжающих предприятий, которые испытывали финансовые затруднения, попытались ввести в своих муниципалитетах схему 1/7. Однако департамент энергетики, посчитав, что администрации не учитывают мнения и интересы жителей города, не удовлетворил их запросы.
Расходы зависят от изоляции труб и герметичности окон
Установка общедомового прибора учета – это требование современного подхода к энергосбережению, прописанное в федеральном законе, однако до сих пор ими в областном центре оборудовано лишь 40% жилого фонда. Преимущественно это дома с большим количеством квартир.
"Установка общедомового счетчика становится выгодной для жителей при соблюдении правил энергосбережения, исключающих сверхнормативные потери тепловой энергии и позволяющих экономить энергоресурсы в зависимости от температуры наружного воздуха, в том числе путем установки погодозависимой автоматики", – поясняет Павел Кириллов.
Ответственность за работоспособность общедомового прибора учета и своевременную передачу его показаний ресурсоснабжающей организации полностью лежит на управляющей компании. От ее действий зависят и "небалансы". На перерасход теплоэнергии влияют состояние внутренней системы отопления дома, ее изношенность, состояние изоляции подвальной и чердачной разводки тепловых труб, батарей в квартирах. Кроме того, к лишним расходам на тепло может привести и состояние стен, кровли, оконных проемов. Поэтому нормативы потребления у каждого дома свои и рассчитаны в зависимости от года постройки, материала и этажности.
В целом по Иванову "Ивгортеплоэнерго" выполнило корректировку начисленной за прошлое первое полугодие платы за отопление по 72 000 лицевым счетам граждан, проживающим в 780 домах города.
Прошлый год был холоднее на полтора градуса
"ЭнергосбыТ Плюс" вывел новые объемы среднемесячного потребления тепла. Ивановцы и кохомчане (в этих городах он – единый поставщик тепла) с января оплачивают квитанции с другими цифрами. По словам пресс-секретаря компании Анатолия Левина, жители домов с общедомовым прибором учета ежемесячно в течение всего года рассчитываются за отопление, исходя из среднегодовых показаний общего счетчика (на основе показаний предыдущего года). Те, у кого такого прибора нет, платят по установленным нормативам, которые обычно превышают среднемесячное потребление. Зато таким абонентам ресурсосбытовые компании не могут сделать корректировку платы.
"В соответствии с законодательством компания рассчитала среднемесячные объемы потребления исходя из фактических объемов 2021 года, который был на 1,6 градуса холоднее предыдущего, – пояснил Анатолий Левин. – В результате новое среднемесячное начисление в 2022-м будет выше на 10-12%. И для каждого дома цифры будут разные".
Кроме того, в первом квартале каждого года энергетики должны актуализировать информацию и сделать корректировку начислений по реальному потреблению энергоресурса. Корректировка платежей за второе полугодие 2021 года от "Энергосбыта", по словам спикера, ожидает ивановцев и кохомчан в марте.
О возврате денег многие забыли
Ивановская мэрия успокаивает ивановцев тем, что огромные суммы доначислений за тепло касаются только первого полугодия, на которое приходится большая часть отопительного периода (более четырех месяцев): "Как правило, при разделении корректировки на первое и второе полугодие в первом случае происходит доначисление, а потом (три месяца отопления) – возврат…"
Для тех, кто не может сразу оплатить внушительные суммы доначислений, ИвГТЭ предлагает рассрочку платежа под 11,5% годовых. Понятно, что не все хотят тратиться по такой схеме еще больше.
На фоне "коммунального" волнения среди населения зампред правительства Александр Шаботинский поручил Ивгорадминистрации разобраться с цифрами и не допустить решения проблем предприятия за счет людей. Отдельные граждане предлагают и вовсе не платить по счетам компании, которая всё равно больше не занимается теплоснабжением, обрекая бывших потребителей на судебные тяжбы и "довесок" в виде пени от энергетиков. Прокуратура начала проверку действий ИвГТЭ по корректировке платы за теплоснабжение в Иванове.
"Прошлая зима была холоднее предыдущей, – говорит Павел Кириллов, – а среднемесячные и среднегодовые температуры ниже прошлогодних. Многие почему-то забыли, что в теплые зимы мы, наоборот, возвращали деньги. В 2020 году "Ивгортеплоэнерго" перечислило потребителям около 100 млн рублей". Но так получилось, что в этом году "в минус" ушли большинство из 72 000 абонентов, получивших корректировки.
Есть надежда на субсидию
"Все, у кого расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 22% от совокупного дохода семьи, имеют право на субсидию, – поясняет замначальника департамента соцзащиты Анна Дёмина. – Если же среднедушевой доход меньше прожиточного минимума, то возмещение рассчитывается с учетом увеличивающего коэффициента".
Для того чтобы получить помощь от государства на оплату ЖКХ, потребуется ряд документов, в частности, справки о доходах всех членов семьи за шесть месяцев (включая алиментные обязательства), платежки за жилье... Каждые полгода соцзащита производит перерасчеты, рассматривая заявления граждан о продлении субсидии на основании новых платежек.
"Пока никакого роста количества заявлений на оформление субсидии в связи с ростом платежей за теплоснабжение не наблюдается", – констатирует Анна Демина.
В тему. "Ивгортеплоэнерго" обещает по запросу ивановцев предоставить все расчеты и перепроверить начисления. Прием заявителей ведется в офисе компании по адресу: Иваново, ул. Ташкентская, 14, по предварительной записи на сайте: igte.ru (вкладка "Запись на прием").
Адрес электронной почты: abonent@igte.ru.
Контактный телефон: 93-86-44.
В кассе "Ивгортеплоэнерго" счета можно оплатить без комиссии.