В ожидании своего писателя и произведения
– Ольга, вы получили приз за лучшую женскую роль на столь престижном форуме, как "Золотой Витязь". Насколько для вас лично дорого это внешнее признание или вам важнее что-то доказать самой себе?
– Для меня это было очень неожиданно и, безусловно, приятно. И это заслуга всей команды, в том числе и Михаила Богданова, который получил диплом за лучшую мужскую роль. Я благодарю тех, кто увидел, заметил и оценил нашу работу так высоко, ведь конкурс был очень серьезный, в нем участвовало такое количество театров страны. И это очень важно для любого артиста – быть замеченным, очень приятный бонус.
СПРАВКА. Ольга Дружинина родилась в Ульяновске в 1990 году. Училась на факультете культуры и искусства УлГУ. С 2012 по 2013 год работала в Ульяновском театре юного зрителя, затем – в Омском молодежном "Топ-театре". С 2017-го служит в Ивановском драматическом театре. Среди ролей, созданных актрисой, – Катерина в "Грозе", Катя Лаврова в спектакле "С любимыми не расставайтесь", Химка из "Бальзаминова", Клариче из "Слуги двух господ"…
– Я знаю, что о карьере актрисы вы мечтали с детства, посещали театральную студию в школе. Как вам кажется, сегодня, когда вы стали профессионалом, ваши юношеские мечты сбылись, а представления о профессии оправдались?
– И да, и нет. К сожалению, так сложилось, что до сих пор я еще не нашла тех авторов и те произведения, работая над которыми мне хотелось бы себя проявить. Возможно, это наступит позже, а возможно, и никогда. Стараюсь к этому относиться спокойно. Представление о профессии – вещь меняющаяся. Сегодня оно одно, завтра – другое. Но с тем, что было, например, в студенческие годы, уже не сравнить.
Роль Катерины была отмечена и на международном фестивале "Радуга".
– Что важнее всего для актрисы? Самореализация? Или признание? И существуют ли для вас в творчестве какие-то табу? Чем для вас привлекательны роли классического репертуара? Как Катерина в "Грозе", например?
– Самореализация и признание актуальны вообще для любого человека. За всех актрис отвечать не буду, скажу о себе: для меня важна только свобода творчества. Если меня ограничивают в свободе, ничего путного не получается. Собственно, если в творчестве есть табу, то это уже немного не творчество. Табу – это ограничение, а творчество – это всегда только про свободу!
С Михаилом Богдановым в спектакле "Гроза".
Благодаря Катерине высвобождаю боль
– Островский, по вашему мнению, сегодня современен? Или это вечная тема?
– Классика глубока по своей природе. Гоголь, Толстой, Пушкин, Чехов, Островский... В их творчестве можно бесконечно искать что-то новое и находить что-то свое в образах героев их произведений. В результате слаженной совместной работы режиссера, актеров и многих служб театра получается нечто уникальное. А такие роли, как Катерина Островского, дают мощный толчок для личностного роста актрисы, высвобождают огромный энергетический потенциал. В этом образе очень много боли, и, играя роль Катерины, я высвобождаю и свою боль. Получается некая театротерапия. Такие роли раскрывают в тебе то, что спало до поры, до времени и боялось просыпаться. Магия классики. По-моему, это очень здорово, когда ты можешь поплакать и покричать на сцене. Домой возвращаешься уже другим человеком, потому что внутри что-то перевернулось.
"Так круто поплакать и покричать на сцене"
Если говорить конкретно об Островском – да, возможно, язык его пьес немного устарел, но суть-то их актуальна и по сей день.
– Насколько я помню, роль Катерины в "Грозе" вы играете с весны 2019 года. За это время как-то изменилась интерпретация образа, отношение к героине?
– Изменилось. Многое. Пришла внутренняя свобода, легкость, уверенность. И если раньше для меня на первом плане в роли всё же была любовь с Борисом, то теперь хочется донести до зрителя трагичность разрушительной системы, которая буквально убивает в человеке всё человеческое, а это уже глобальная тема. Меня она очень волнует, ведь это про свободу, об этом я и говорю каждый раз, выходя на сцену.
Сэлинджер был бы недоволен работой над его текстом
– В прошлом году вы стали стипендиатом премии Союза театральных деятелей для молодых артистов. И, насколько мне известно, создали на эти деньги моноспектакль по культовому "Над пропастью во ржи" Джерома Сэлинджера, выступив и в роли инсценировщика, и в роли режиссера, и в роли исполнителя. Почему вы выбрали именно это произведение и довольны ли вы результатом?
– Выбрала спонтанно. И скажу вам честно, результатом я не совсем довольна. Там есть над чем еще работать. Во время спектакля меняла какие-то вещи прямо на ходу. То есть некоторые моменты были чистой импровизацией.
– Не трудно ли было из актрисы превратиться и в инсценировщика, и в режиссера? И какое из этих амплуа вам понравилось больше?
– Трудно. Я сто раз хотела всё бросить, но потом возвращалась к работе. Произведение сложное. На первый взгляд кажется, что всё на поверхности, но это нет так. Я только месяц с текстом работала, чтобы вычленить самое основное и не потерять суть. Когда это делала, чувствовала, что Сэлинджер этим явно не был бы доволен, он ненавидел, когда вмешивались в его текст! Но каждый раз я просила у него прощения и снова вырезала сцены. Очень полюбила своего Холдена, это получилась достойная работа. И конечно, я бы с удовольствием ушла в режиссуру. Надеюсь, мне удастся поставить чтото еще, у меня много идей, и я готова их реализовывать.
В ТЕМУ. На XIX Международном театральном форуме "Золотой Витязь" были представлены 22 спектакля театров Москвы (в том числе Академического имени Вахтангова и Малого театра), Центральной России, Сибири, Дальнего Востока, Белоруссии, Казахстана, Сербии. "Гроза" Ивановского драматического театра получила сразу три золотых диплома: лучшая режиссура – Денис Хуснияров, лучшая женская роль – Ольга Дружинина (Катерина), лучшая мужская роль – Михаил Богданов (Тихон). За титулы ивановской "Грозе" пришлось потягаться с достойными соперниками, включая ставшего театральной легендой "Дядю Ваню" Римаса Туминаса.