Когда роли становятся театротерапией

29 января 2022 09:00

Не так давно актриса Ивановского драматического театра Ольга Дружинина получила приз за лучшую женскую роль (Катерины в "Грозе" Островского) на XIX Международном театральном форуме "Золотой Витязь". Кроме того, она стала стипендиатом премии Союза театральных деятелей на реализацию творческого проекта – в качестве режиссера и актрисы поставила и сыграла спектакль по культовому произведению Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Сегодня Ольга Дружинина в гостях у "Ивановской газеты".

В ожидании своего писателя и произведения

– Ольга, вы получили приз за лучшую женскую роль на столь престижном форуме, как "Золотой Витязь". Насколько для вас лично дорого это внешнее признание или вам важнее что-то доказать самой себе?

– Для меня это было очень неожиданно и, безусловно, приятно. И это заслуга всей команды, в том числе и Михаила Богданова, который получил диплом за лучшую мужскую роль. Я благодарю тех, кто увидел, заметил и оценил нашу работу так высоко, ведь конкурс был очень серьезный, в нем участвовало такое количество театров страны. И это очень важно для любого артиста – быть замеченным, очень приятный бонус.

СПРАВКА. Ольга Дружинина родилась в Ульяновске в 1990 году. Училась на факультете культуры и искусства УлГУ. С 2012 по 2013 год работала в Ульяновском театре юного зрителя, затем – в Омском молодежном "Топ-театре". С 2017-го служит в Ивановском драматическом театре. Среди ролей, созданных актрисой, – Катерина в "Грозе", Катя Лаврова в спектакле "С любимыми не расставайтесь", Химка из "Бальзаминова", Клариче из "Слуги двух господ"…

 – Я знаю, что о карьере актрисы вы мечтали с детства, посещали театральную студию в школе. Как вам кажется, сегодня, когда вы стали профессионалом, ваши юношеские мечты сбылись, а представления о профессии оправдались?

– И да, и нет. К сожалению, так сложилось, что до сих пор я еще не нашла тех авторов и те произведения, работая над которыми мне хотелось бы себя проявить. Возможно, это наступит позже, а возможно, и никогда. Стараюсь к этому относиться спокойно. Представление о профессии – вещь меняющаяся. Сегодня оно одно, завтра – другое. Но с тем, что было, например, в студенческие годы, уже не сравнить.

Роль Катерины была отмечена и на международном фестивале "Радуга".

– Что важнее всего для актрисы? Самореализация? Или признание? И существуют ли для вас в творчестве какие-то табу? Чем для вас привлекательны роли классического репертуара? Как Катерина в "Грозе", например?

– Самореализация и признание актуальны вообще для любого человека. За всех актрис отвечать не буду, скажу о себе: для меня важна только свобода творчества. Если меня ограничивают в свободе, ничего путного не получается. Собственно, если в творчестве есть табу, то это уже немного не творчество. Табу – это ограничение, а творчество – это всегда только про свободу!

С Михаилом Богдановым в спектакле "Гроза".

Благодаря Катерине высвобождаю боль

– Островский, по вашему мнению, сегодня современен? Или это вечная тема?

– Классика глубока по своей природе. Гоголь, Толстой, Пушкин, Чехов, Островский... В их творчестве можно бесконечно искать что-то новое и находить что-то свое в образах героев их произведений. В результате слаженной совместной работы режиссера, актеров и многих служб театра получается нечто уникальное. А такие роли, как Катерина Островского, дают мощный толчок для личностного роста актрисы, высвобождают огромный энергетический потенциал. В этом образе очень много боли, и, играя роль Катерины, я высвобождаю и свою боль. Получается некая театротерапия. Такие роли раскрывают в тебе то, что спало до поры, до времени и боялось просыпаться. Магия классики. По-моему, это очень здорово, когда ты можешь поплакать и покричать на сцене. Домой возвращаешься уже другим человеком, потому что внутри что-то перевернулось.

"Так круто поплакать и покричать на сцене"

Если говорить конкретно об Островском – да, возможно, язык его пьес немного устарел, но суть-то их актуальна и по сей день.

– Насколько я помню, роль Катерины в "Грозе" вы играете с весны 2019 года. За это время как-то изменилась интерпретация образа, отношение к героине?

– Изменилось. Многое. Пришла внутренняя свобода, легкость, уверенность. И если раньше для меня на первом плане в роли всё же была любовь с Борисом, то теперь хочется донести до зрителя трагичность разрушительной системы, которая буквально убивает в человеке всё человеческое, а это уже глобальная тема. Меня она очень волнует, ведь это про свободу, об этом я и говорю каждый раз, выходя на сцену.

Сэлинджер был бы недоволен работой над его текстом

– В прошлом году вы стали стипендиатом премии Союза театральных деятелей для молодых артистов. И, насколько мне известно, создали на эти деньги моноспектакль по культовому "Над пропастью во ржи" Джерома Сэлинджера, выступив и в роли инсценировщика, и в роли режиссера, и в роли исполнителя. Почему вы выбрали именно это произведение и довольны ли вы результатом?

– Выбрала спонтанно. И скажу вам честно, результатом я не совсем довольна. Там есть над чем еще работать. Во время спектакля меняла какие-то вещи прямо на ходу. То есть некоторые моменты были чистой импровизацией.

– Не трудно ли было из актрисы превратиться и в инсценировщика, и в режиссера? И какое из этих амплуа вам понравилось больше?

– Трудно. Я сто раз хотела всё бросить, но потом возвращалась к работе. Произведение сложное. На первый взгляд кажется, что всё на поверхности, но это нет так. Я только месяц с текстом работала, чтобы вычленить самое основное и не потерять суть. Когда это делала, чувствовала, что Сэлинджер этим явно не был бы доволен, он ненавидел, когда вмешивались в его текст! Но каждый раз я просила у него прощения и снова вырезала сцены. Очень полюбила своего Холдена, это получилась достойная работа. И конечно, я бы с удовольствием ушла в режиссуру. Надеюсь, мне удастся поставить что­то еще, у меня много идей, и я готова их реализовывать.

В ТЕМУ. На XIX Международном театральном форуме "Золотой Витязь" были представлены 22 спектакля театров Москвы (в том числе Академического имени Вахтангова и Малого театра), Центральной России, Сибири, Дальнего Востока, Белоруссии, Казахстана, Сербии. "Гроза" Ивановского драматического театра получила сразу три золотых диплома: лучшая режиссура – Денис Хуснияров, лучшая женская роль – Ольга Дружинина (Катерина), лучшая мужская роль – Михаил Богданов (Тихон). За титулы ивановской "Грозе" пришлось потягаться с достойными соперниками, включая ставшего театральной легендой "Дядю Ваню" Римаса Туминаса.

 

Беседовал Константин ШАРОНИН

Читайте также
Ивановский фонд 'Своих не бросаем' собрал 60 миллионов рублей за два года работы
На  форуме "Спецодежда" в Иванове обсудили инновационные технологии в текстиле
В Кохме школе № 5 закончился первый этап капремонта