Кузнец Алёнушка

14 июля 2021 11:41

Сила женщины – в ее слабостях. У ивановки Алёны Киселёвой это весьма необычное для молодой девушки хобби, превратившееся в профессию. Ее слабость – тяга к кузнечному делу. В своей мастерской она трудится каждый день. Даже когда на улице плюс 30, Алёна начинает свою вахту с того, что разжигает огонь в горне.

Одно утро, правда, она посвятила нам и ответила на самые интересные вопросы о своей работе.

Сначала был горн…

– Как начиналась эта история? Почему ты пришла к кузнечному делу?

– Я окончила Ивановский энергоуниверситет по специальности "Художественная обработка металла". Мы прошли полные курсы по "ювелирке" и кузнечному мастерству. Пять лет изучали драгоценные, черные металлы. В конечном итоге диплом я писала по ювелирному делу, а по факту – занялась кузнечным.

Алёна Киселёва освоила мужскую профессию.

– Тебе не понравилось иметь дело с драгоценностями?

– С мелкой моторикой рук, необходимой, чтобы сделать те же сережки, у меня сложновато, да и некоторые другие моменты оказались для меня затруднительны. Я поняла, что хочу чего-то более грандиозного, большого. Так пришла к ковке.

– Сколько лет ушло на то, чтобы достичь того уровня, когда уже можно продавать свои изделия?

– Пять лет я училась в университете. Это была теория и… немножко практики. Через полгода после выпуска сварила горн. Нашла наковальню, и тогда появились заказы. То есть не так много времени ушло на это.

– А есть что-то в профессии кузнеца, чему нельзя научиться? Талант или золотые руки, например?

– Мне кажется, в кузнечном деле очень важно иметь творческое начало, вкус. В Иванове очень много кузнечных мастерских, безумное количество сварщиков. Не в обиду будет сказано, но на некоторые работы смотришь и видишь, что сварили, как придется. И лишь немногие на этом фоне выделяются именно художественным вкусом. Я не берусь за такие проекты, где нужно сварить, например, каркас, потому что понимаю: это сделают в любом месте. У них есть лучшее, чем у меня, оборудование, которое позволяет работать быстрее и точнее, соответственно – дешевле. А я берусь за красоту.

От удара наковальни спасли валенки

– Наверняка в твоем деле не обходится без травм? Считала их когда-нибудь?

– Да, различных повреждений много. Но за те пять лет, что существует моя мастерская, чего-то ужасного не случалось.

Металлическая красота таит в себе немало опасностей на стадии рождения.

Один раз в начале моего творческого пути я ковыряла какую-то раскаленную завитушку. Держала за холодную часть и клещами подравнивала ее. Тут у меня срывается рука, а завитушка летит мне прямо в лоб. Но, слава Богу, я была в шапке – всё обошлось. Иначе могла бы остаться Гарри Поттером (у одного из самых известных литературных и киноперсонажей на лбу характерный шрам. – А. В.).

А то, бывает, болгаркой себя порежу. Однажды мне чуть наковальня не упала на ногу, а она весит 95 килограммов. Я работала над изделием, где нужен был большой рычаг, чтобы загнуть его по радиусу. В какой-то момент нажала на этот рычаг, а наковальня решила свалиться. Хорошо, что была в валенках – наковальня гармошкой их смяла и всё снова обошлось.

– Теперь ты, наверное, работаешь только в перчатках, в очках?

– Да, техника безопасности – превыше всего. Еще использую шумоизолирующие наушники. За своими гостями, которые приходят на мастер-классы, тоже всегда слежу. Всем выдаю фартуки, говорю, что без спецодежды у нас нельзя. Поэтому с посетителями ничего не случалось. Обычно же детишки приходят. Если куда-то ручки тянутся, сразу загораживаю опасное место.

Самая любимая работа украшает гору

– А что приходят делать малыши?

– Мои мастер-классы направлены на развитие творческого мышления. Детям особенно нравится, что эскиз мы рисуем большими мелками прямо на металлическом столе. Мы изучаем кузнечный завиток, самое простое из того, что можно сделать. С ним они и должны придумать свой эскиз. Фантазия ребят поражает. Мы делали из этого завитка и собаку, и улитку, и даже химическую колбу. Малыши творят то, что им близко, чем они увлечены.

– А есть изделия, которыми ты очень гордишься? Самые большие или те, которые просто нравятся?

– Самое большое, что я делала, – ворота. Пять метров в длину и два в высоту. Получилось очень красиво, в виде дерева. Семье, которая заказала у меня эту работу, я оставила маленькую пасхалку: гнездо, где две птички сидят на яйцах. А еще поняла, что больше не хочу заниматься подобными заказами, так как для моей мастерской ворота – это сложновато.

Воротами и другими большими предметами кузнец больше не занимается.

А самое любимое мое изделие – кованый ангел, в память о маме. Он стоит в горах Кавказа, на маминой любимой вершине Тютю-Баши, Первая Западная. Его установили альпинисты, с которыми я сама первый раз ходила в горы.

Кованый Ангел стоит на вершине горы Кавказа.

 

Беседовала Анастасия ВИШНЯ

Читайте также
Стала лучшей на телешоу "Умнее всех"
Семейная волшебная ложка для новогоднего блюда
«Буратино» за первые сутки проката собрал более 226 млн рублей