Индюки и перепелки – для души или для бизнеса

22 июня 2021 14:21

Приносят ли экзотические птицефермы доход своим хозяевам?

Были гуси, но не у бабуси

Во время пандемии еще в прошлом году городские дачники ринулись использовать свои огородные сотки на все сто процентов. Начали даже выращивать куриных бройлеров. К примеру, в садоводческом товариществе "Машиностроитель" Фурмановского района.

"Да если бы я жил в деревне и имел 20 соток, то разводил всю птичью живность – и уток, и гусей, индюшек даже, – мечтал на лавочке пригородного автобуса огородник из "Машиностроителя". – А им, селянам, ничего не надо, особенно молодежи. Там и земля-то только под картошку используется. Скотину мало кто держит".

На самом деле не перевелись еще на селе домашние птицеводческие фермы, которые кормят семьи. Причем держат там не только кур. 40-­летний Николай Соколов из Мальчихи Родниковского района – владелец личного подсобного хозяйства. Когда-то работал в колхозе, но уже давно кормит семью за счет доходов собственного хозяйства.

"У меня более пяти тысяч перепелок, около пятисот кур, в том числе породистые орловские, павловские, брамы… Есть фазаны и цесарки, – рассказал корреспонденту "ИГ" Николай. – О нашей ферме многие знают, приезжают за птицей-молодкой, за мясом, яйцами. А вот гусей уже нет. Разобрали на мясо. Только утки в пруду плавают".

Зато в подворье остались индюки – все выращены на ферме. "Мяса они дают немного. Не то что покупные, из бройлеров. Сейчас, летом, питание себе добывают, гуляя на свободе, по лугам. Выращивать же крупных бройлеров – очень дорого. Зерно, комбикорм подорожали".

Конечно, держит Соколов и скотину, но исключительно для нужд семьи. Как в деревне без хрюшки и коровы?

На выбор птицы повлиял… Чуковский

Александр Умников из Игнатова Ивановского района – тоже хозяин домашней птицефермы. Он и его супруга Ирина в 2008 году обзавелись 14 сотками земли. Дети уже взрослые, и решили супруги: надо перебираться на природу. Причем на постоянное место жительства.

Александр Умников с индюшонком.

"Александр Валентинович, – говорит о муже Ирина, – человек очень увлекающийся, фонтанирующий идеями. Ему пришла мысль выращивать для души и домашнего стола индюков".

"В связи с постоянными кризисами в стране решил: переходим на подножный корм. Надо заводить какую-то живность, – вспоминает о начале своей фермы Умников. – Кроликов – не хочу. Есть у соседа, всегда можно обменяться. Курей – тоже, так как по деревне их довольно много бегает. Страусы – заманчиво, но выгул нужен довольно большой. Но еще с детства помню Корнея Чуковского с его Брундуляком. Поэтому и назвал свой птичник Брундуляндией. Набрел на москвичей, которые реализуют суточных индюшат кросс БИГ-6. Самцы дают до 40 килограммов веса".

Александр Умников всё просчитал и выбрал мясное птицеводство – северо­кавказскую породу. Сегодня, говорит хозяин, этих цыплят не достать, и ему раз в год привозят по заказу птичью малышню кросса Хайбрид, выращенную в инкубаторах Польши из… канадских яиц. Такая вот международная кооперация.

Сегодня в "Брундуляндии" 20 питомцев. А было за эти годы и до 300 (в 2016-м собаки забрались в птичник и погрызли часть стада). Продает хозяин и яйца, каждое до 40 граммов доходит, и даже индюшачий навоз. Но доход не всегда оправдывает расходы.

В тему. Сайт "Бизнес и технология" подсчитал, что одна перепелка, начиная с двухмесячного возраста, приносит 250–300 яиц в год. В 8–12 месяцев продуктивность падает, и рекомендуется пускать птицу на мясо (одна тушка – 200–350 граммов в зависимости от породы). Перепелиное стадо в 500 голов за год дает примерно такую выручку: от яиц – 450–600 тыс. рублей; мяса – 240–360 тыс.

 "Если это бизнес, то в мелких масштабах он невыгоден. Очень дороги комбикорма, зерно, микродобавки; приходится тратиться на услуги ветеринара, профилактику эпидемий, – рассуждает Умников. – А самое главное – реализация индюшатины идет слабо, поэтому в области закрываются магазины даже крупных фирм из других регионов. Индюки для нас – все-таки хобби, подспорье к столу, помощь родителям и детям".

Так что, признается мужчина, кормит его основная работа у сотового оператора, а индюки – для души. Кстати, Умников – очень уважаемый на селе человек, депутат совета поселения.

Пользуются ли птицеводы государственной поддержкой? Ни Соколов, ни Умников такую помощь не получают.

"Умников не зарегистрирован как сельский предприниматель, – поясняет начальник управления экономики Ивановского района Елена Преснякова. – Ему надо получить статус владельца ЛПХ, а потом – КФХ. Потом составить бизнес-план для получения гранта "Агростартап", собрать другие документы. У нас в этом году на грант подал заявку один представитель района, как раз с птицеводческим проектом. Но не прошел комиссию. Требования строгие. А так получил бы 1 миллион 400 тысяч рублей".

Между тем аграрные сайты убеждают, что выращивание индюков в домашних условиях очень выгодно. К примеру, "Садовод-фермер" подсчитал, что птица на убой выращиваются всего за четыре месяца: "Ежемесячный расход на корм 20 голов составит 3000 рублей. Половина стаи забивается на мясо и продается. Половина остается на дальнейшее разведение. Если взять средний вес птицы в 15 килограммов, а цену 200 рублей за кг, то доход составит 30 тысяч рублей. Такими темпами ваши вложения окупятся через год-два".

Покупатели еще не привыкли к диетическому продукту

Хозяин птицефермы из деревни Свозня Гаврилово-Посадского района Андрей Юмашев и его супруга Кира – обладатели самого большого стада перепелок в области – более 6 тысяч голов. Кроме того, у них около 400 кур декоративных пород и кролики.

"Вы у нас были в 2014 году и убедились, что прокормить эту ораву – каторжный труд. Механизация – минимальная. Чтобы, к примеру, напоить перепелок, жена мечется по желобкам с водой, поговорить некогда, – рассказал на днях Андрей корреспонденту "ИГ. – Сегодня мало что изменилось. Правда, младший сын пришел из армии, помогает. Но птицеферма приносит небольшую прибыль. Больше мы получаем от кроликов, другой живности. Участвуем во многих ярмарках. Главная проблема в выращивании птицы, тех же перепелочек, – сбыт. В области до сих пор нет потребительского кооператива, который помогал бы птицеводам. А нам самим торговать некогда".

"Я пять лет назад ликвидировал этот бизнес, хотя имел более двух тысяч перепелов, – заявил корреспонденту "ИГ" бывший хозяин фермы из Сунова Тейковского района Валерий Волчков. – Ушел в запас со службы в полиции и с энтузиазмом взялся за новое дело, организовал КФХ. В управлении сельского хозяйства на меня посмотрели как на сумасшедшего: "Какие перепела? Берись за крупный рогатый скот". По 12 часов в день вкалывали с супругой. Реальный же доход получился – 8–10 тысяч рублей в месяц. Комбикорма дорогущие. Со сбытом мучились. Упаковка, сертификаты – всё есть. А не берут торговые сети. И покупатели еще не привыкли к диетическому продукту. Пришлось закрыть бизнес".

Выживут ли африканские страусы?

Во Введенье Шуйского района есть самая экзотическая птицеферма области – страусиная, о которой "ИГ" не раз писала. Мы же в 2019 году развенчивали слухи о ее закрытии. Но объявления о продаже бизнеса до сих пор появляются в интернете.

Шуйские страусы выживают за счет туристов.

"Еще раз повторяю, что продается не ферма, а бизнес со сменой собственника и сохранением профиля. Такое условие продажи, – рассказала корреспонденту "ИГ" владелица Наталья Белоусова. – Очень дороги содержание даже 20 африканских птиц и базы. Мы выживаем только за счет экскурсий, которые в период жесткого карантина прекращались. К примеру, в мае нас посетили 1500 человек. Работаем вместе с мужем. Надеемся, что новому собственнику удастся сохранить профиль фермы".

...Мой сосед по СНТ, выращивающий бройлеров, – великий труженик. С утра до позднего вечера его белая рубашка мелькает на огороде. Но никакого сравнения с владельцами малых деревенских ферм: они, сам убедился, круглый год почти не имеют свободного времени. Птицу надо и зимой кормить. Эта работа, конечно, приносит птицеводам и отдушину. А вот на большие доходы они, судя по их словам, не рассчитывают.

Комментарий. Анна Стипаницына, начальник отдела сельских территорий департамента сельского хозяйства: Государственная поддержка малого бизнеса в сельском хозяйстве осуществляется через субсидии и гранты. Руководители КФХ должны собрать пакет документов и предъявить их в комиссию департамента. Можно воспользоваться услугами центра "Мой бизнес", где расскажут о других формах поддержки и помогут оформить документы. Чтобы стать претендентом на грант "Агростартап", владелец ЛПХ должен зарегистрироваться в качестве КФХ. Среди прочих там рассматриваются и проекты птицеводческих хозяйств. В 2021 году из 43 заявок таких было две.

Павел РАЗУВАЕВ

Читайте также
Стала лучшей на телешоу "Умнее всех"
Семейная волшебная ложка для новогоднего блюда
«Буратино» за первые сутки проката собрал более 226 млн рублей