Трудные жизненные ситуации
Маленькие листочки на столбах, фасадах домов, гаражах, мусорных баках и даже урнах висят для людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. "Помощь людям", "адаптация", "жилье и зарплата", "поддержка" – эти слова очень часто встречаются в объявлениях. А еще "алкоголизм", "наркозависимость", "места лишения свободы", "детский дом"...
Трудных ситуаций много, но не каждый, оказавшись в них, хочет спиваться на улице или замерзать зимой от холода, есть из помоек или стоять на паперти. Иногда человек сам ломает свою жизнь… А потом жизнь ломает человека, и он в надежде, отчаянии или под хмелем набирает номер из объявления и говорит: "Заберите меня!"
Гостиницы не для отдыха
В России много так называемых социальных гостиниц, но внешне они редко отличаются от привычного нам жилья: это большие частные дома или просторные квартиры с несколькими комнатами. Квартир, как правило, меньше, потому что соседи могут пожаловаться на появление непрошеных соседей.
Такие гостиницы получают поддержку от некоммерческих организаций, благотворительных фондов, администраций городов, епархий…
Суть помощи состоит во временном предоставлении жилья, работы, одежды и еды, восстановлении документов, юридической и психологической поддержке. Человек, получая зарплату, может откладывать ее на съем комнаты или квартиры, чтобы потом вернуться к привычной жизни.
Работа, на которую устраиваются жильцы гостиниц, подразумевает физический труд. Мужчины помогают благоустраивать город: подметают улицы, убирают снег, косят, красят или строят, а женщины моют подъезды, но чаще помогают по дому.
У женщин есть своя комната.
Насильно в такие гостиницы никого не привозят и там никого не держат. Привести туда человека могут только его ноги и желание вернуться к привычной жизни. Если ноги не могут идти далеко, нужно позвонить по телефону, указанному в объявлении, сообщить адрес и ждать.
Кто приходит в "Линию жизни"
Социальная гостиница "Линия жизни" в Кохме выглядит как обычный двухэтажный дом, окруженный такими же. Раньше организация снимала четырехкомнатную квартиру, но соседи относились к этому с недоверием, а кто-то открыто жаловался.
Управляющий Алексей руководит гостиницей уже год. Перед этим он сам обращался в подобные организации, несколько раз сбегал. До того как встал на путь исправления, не раз побывал в местах лишения свободы, много пил.
Алексей рассказал, что работал над собой несколько лет, не раз возвращался к прежнему образу жизни, но нашел внутри себя опору. Не скрывает, что в этом ему помогла религия.
"Мне помогло обращение к религии, но каждый может найти в себе и другую точку опоры. От алкоголизма нельзя вылечить насильно. Человек сам должен понять, что он к этому готов. И самое главное – понять, для чего он это делает. Когда пьешь несколько лет, забываешь, как жить и зачем", – делится Алексей с корреспондентом "ИГ".
В кохомском доме живут десять человек: две женщины и восемь мужчин. Их число может меняться каждый день. Алексей рассказывает, что здесь человек может переночевать и уйти наутро, может прожить неделю и уехать, но может остаться и на год.
Жильцы социальной гостиницы.
"Многие видят в объявлении слова "бесплатное питание" и "зарплата" и приходят в надежде на то, что ничего здесь делать не придется. Когда узнают, что надо работать и следить за собой, не уживаются и уходят. Могут поехать на работу и не вернуться оттуда. Могут не доехать до работы. Некоторым даешь на проезд, а они даже с этими 42 рублями сбегают. В одежде, которую мы им здесь дали", – говорит Алексей.
Из-за таких побегов в гостинице всё меньше одежды, которую приносят сюда неравнодушные люди. Кто-то привозит старые вещи, а некоторые даже специально покупают новую одежду.
К трезвой жизни надо привыкать
Чтобы убежать отсюда, не нужно дожидаться ночи и перелезать через забор. Можно просто уйти, потому что здесь никто никого не держит. Но часто людям становится стыдно признать, что они оказались слишком слабыми для жизни без алкоголя, и они сбегают тайно.
От трезвой жизни многие успели отвыкнуть. По словам Алексея, некоторые разучились мыться. Приходится учить заново. А научить взрослого человека всегда мыть за собой чашки гораздо трудней, чем ребенка. Жить в согласии с собой и окружающим миром тоже нельзя научить. Поведение человека – это всегда личный выбор, результат самоконтроля и внутренней дисциплины.
"Они как дети, – рассказывает Алексей о своих жильцах. – Их приходится учить многим вещам, но за других я никогда ничего не делаю, просто показываю нужное направление. Когда за людей начинаешь всё делать, они, как и дети, не учатся самостоятельности и привыкают к чужой помощи. А такие здесь не уживаются".
Некоторые здешние постояльцы не могут, а то и не хотят работать. Если человек отказывается благоустраивать город, Алексей предлагает ему расклеивать листовки по городу с "услугами" гостиницы. Иногда и от такой работы отказываются.
Каждый получает здесь от 2000 до 4000 руб. и может откладывать на будущую жизнь и ни на что их не тратить. Все базовые потребности удовлетворяет гостиница.
Пути к исправлению неисповедимы
В праздники постояльцы социальной гостиницы устраивают конкурсы, веселятся и развлекаются, как все остальные. Но без алкоголя.
Самое важное, по словам тех, кто избавился от алкогольной зависимости, – собственное желание. Человек привел себя к такому образу жизни по своей воле и вернуть себя прежнего должен сам. Кодирование, лечение в больницах может только помочь, но не излечить. Первый и самый важный шаг к исправлению – признать себя алкоголиком. А дальше найти что-то или кого-то, что увлечет сильнее, чем алкоголь.
"Хорошо тут у вас!" – говорю жильцам гостиницы на прощание. "Оставайтесь", – шутят в ответ.
Штрих. Семья без родственников. Дарья попала в "Линию жизни" не из-за алкоголя, а потому что осталась без жилья. Оказалась на улице, увидела объявление, позвонила, ее забрали. Дарья рассказывает, что вначале трудно было ужиться с соседями по дому. Потом, когда привыкла, стала считать их своей семьей, и теперь не представляет жизнь в другом месте.
Здесь же Дарья нашла свою любовь – Алексея. Тезка управляющего тоже попал сюда не из-за любви к спиртному. Шуйские врачи обнаружили у него рак головного мозга. После выписки Алексею некуда было идти, и он позвонил по объявлению.
Дарья и Алексей теперь живут в своей отдельной комнате. "Я мою подъезды, – рассказывает Дарья. – Иногда стараюсь уйти на работу в четыре утра, чтобы к обеду уже вернуться домой. Меня сюда тянет, мне здесь хорошо".
В свободное время Дарья занимается огородом: выращивает огурцы, помидоры, морковь, картошку и лук. Остальные помогают ей по желанию.