Скрытые привилегии престижных школ

19 сентября 2019 09:08

Современные родители мечтают дать детям наилучшее образование. Чтобы устроить ребенка в хорошую школу, они идут на многое. Но оправданы ли эти жертвы? И как чувствует себя ребенок, ставший заложником родительских амбиций?

Купить прописку, задействовать связи

В Иванове, как и в других крупных городах, сложился круг школ, которые родительское сообщество считает престижными – это лицеи № 21, 22, 33, 67 гимназии № 30 и 32. Среди обычных школ уже на протяжении долгого времени остаются популярными 4-я, 8-я, 66-я. В большинстве из них работают педагогические коллективы, которые формировались десятилетиями.

Детей во все эти учреждения – официально, конечно - принимают по территориальному признаку, то есть по месту жительства. Но на деле всё гораздо сложнее. Ради учебы детей в заветном месте родители идут на многое: покупают прописки (или договариваются с родственниками и друзьями), без стеснения пользуются связями, служебным положением и вообще чем угодно. Вот лишь один факт: после введения в 2013 году микроучастков количество первоклассников на территории 33-го лицея в 2014 году удвоилось, что задокументировано в официальных бумагах учреждения. Количество домов при этом в районе не изменилось.

Что же при этом движет родителями? Во-первых, пресловутое сарафанное радио. Если подруга Катя говорит, что именно эта школа – самая классная в городе, то молодая мама постарается привести сюда и своего ребенка. Во-вторых, существует и вполне себе официальный рейтинг, который ежегодно составляет ивановское управление образования. Здесь оценивают по нескольким пунктам, в том числе по результатам итоговой успеваемости, экзаменов, участия в олимпиадах… Также учитываются условия, в которых учатся дети, и развитие школы (внедрение новых программ, покупка оборудования, привлечение высококвалифицированных педагогических кадров). В самую последнюю очередь родители оценивают удобство месторасположения учебного заведения. 

Детей «отсеивают» четыре раза

Впрочем, устроиться в школу и остаться в ней – понятия порой несовместимые. Конечно, с первого по четвертый класс ребенка никто трогать не будет, но для перехода в среднее звено ему придется выдержать первые серьезные испытания. Такая система на протяжении ряда лет действует в школах, которые позиционируют себя как учреждения с углубленным изучением тех или иных предметов. Например, лицей № 33 называет себя «физико-математическим», хотя официально такого статуса и не имеет. Лицеи № 21 и 22 культивируют и взращивают самые разные направления, но больше с уклоном в естественнонаучный профиль. Гимназии № 30 и 32 традиционно специализируются на иностранных языках и гуманитарных науках.

Итак, для поступления в пятый класс дети проходят жесткий отбор. Уже в апреле-мае формируются рейтинговые списки, в которых учитывается общая успеваемость, призовые места на олимпиадах разного уровня и (в меньшей степени) спортивные, музыкальные, художественные достижения. По итогам формируются два-три класса, из которых класс «А» - это дети с наивысшими достижениями. А класс «В» - в том случае, если школа-лицей дает себе труд на его формирование – состоит из аутсайдеров рейтинга. Но чаще всего такие дети просто уходят из школы.

«Нас вызвали и откровенно предупредили, что мы не тянем их элитную школу ни морально, ни материально, - рассказывает жительница Иванова Анастасия Бакулина. – Дело было в четвертом классе. Я поинтересовалась, что же нам делать. Совет был прост: переводитесь, так  будет проще и нам, и вам. Завуч даже хорошие рекомендации пообещала». (Здесь речь идет о лицее № 21, но, откровенно говоря, такой разговор мог состояться в любой престижной школе нашего города).

На этом испытания не заканчиваются: с 8-го класса стартует профильное обучение, а значит, ребенок еще раз должен доказать, что он тянет программу и вообще не посрамит честь учебного заведения. Таким образом второй отбор или, лучше сказать «отсев», происходит после 7-го класса, третий – после 8-го, а четвертый – и последний – после 9-го.

При этом подчеркну, что ни одно учебное заведение в Иванове не имеет особого статуса. Все привилегии были отменены законом «Об образовании» еще в 2012 году. На бумаге это обычные школы с закрепленным микроучастком. Они не имеют никакого права сортировать детей и выстраивать их по рейтингу. Исключение составляет лишь отбор в 10-й класс. Именно с него в России официально начинается профильное обучение.

О практике незаконного отбора знают все, включая родителей. И все почему-то молчат. «Слава, в том числе и дурная, идет впереди человека, а я этого не хочу, потому что боюсь повредить ребенку. Сегодня достаточно лишь прослыть скандалисткой, и последствия сразу проявятся», - констатирует Анастасия Бакулина.   

Удержать педагогов с помощью платных курсов

Конечно, престижные учебные заведения всегда были и всегда будут, даже если это никак не подтверждено формально. Но каким образом та или иная школа вдруг вырывается вперед и начинает демонстрировать настоящие результаты? Секрет номер один – в хорошем и неравнодушном руководителе, который не просто решает насущные проблемы, но и смотрит в будущее.

Второй момент – это, безусловно, педагоги. Каждая элитная школа держится на костяке учителей, который зачастую и формирует весь престиж. В качестве примера здесь можно привести учителя математики лицея № 33 Надежду Колоколову - педагога от бога, неравнодушного человека, умеющего заразить ребенка любовью к предмету. Именно с ней связан небывалый успех лицея в этом году: пять стобалльников по математике. Но сохранит ли учреждение уровень по предмету (а вместе с ним и престиж), если Колоколова и еще пара незаурядных педагогов вдруг решат уйти? Такое в истории лицея уже, кстати, было: после увольнения физика Григория Ищука результаты по предмету резко «просели»  и кризис учреждение не преодолело до сих пор.

Удержать ценные педагогические кадры можно лишь одним способом – деньгами. И официальных учительских зарплат здесь явно недостаточно. В большинстве хороших школ педагогам доплачивают из внебюджетных средств, источником которых чаще служат платные образовательные услуги, в основном - те самые элективные курсы, проводимые в свободное от уроков время. В обычных школах, особенно сельских, такой роскоши нет: контингент попроще и победнее, платить за курсы этим родителям нечем.

Получается замкнутый круг: все хорошие учителя сосредотачиваются в отдельных школах, потому что богатые родители имеют возможность доплачивать им из своего кармана. А окраинные школы, как ни бьются, не могут выбраться из этой ямы.

Официально престижных школ у нас в области нет, но, по сути, они считаются главными форпостами образования в регионе. Вот только доступно это образование не каждому.

 Мнение. Светлана Горошко, начальник отдела общего образования регионального департамента образования: - В Ивановской области в отличие от других регионов нет совсем уж отсталых, провальных школ. Да, в каких-то учебных заведениях существуют определенные проблемы с развитием материальной базы, педагогическими кадрами. Департамент образования контролирует эту ситуацию: данным учреждениям оказывается помощь и поддержка. 
На мой взгляд, в образовании детей главную роль играет не школа, а семья. Всё зависит от изначальной установки родителей: если они хотят, чтобы ребенок рос в спокойной обстановке, то отдают его в школу рядом с домом, где он получает почти семейный уют и заботу. Если же родители нацелены вырастить математического гения, то, конечно, будут искать престижную школу. Вопрос в том, всегда ли при этом учитывается мнение самого ребенка и его способности. Для некоторых учеба в элитном лицее действительно оборачивается настоящим стрессом. Здесь должен быть индивидуальный подход, а родительские амбиции не должны ставиться во главу угла.

Надежда ГРИГОРЬЕВА

Читайте также
Стала лучшей на телешоу "Умнее всех"
Семейная волшебная ложка для новогоднего блюда
«Буратино» за первые сутки проката собрал более 226 млн рублей