Иногда книги возвращают
В крупные федеральные сети ивановская литература не просачивается и вовсе, но даже в городских магазинах на полках читателей ждут порой лишь несколько книг местных авторов. Так, например, в «Ренессансе» им выделены всего три небольшие полочки – хорошо, что недалеко от входа. Там лежат путеводители, краеведческие издания, журналы и пара книжек стихов. Похожая ситуация и в других торговых точках.
Замдиректора «Ивкниги» Татьяна Постнова рассказала, что в их магазине представлено около 20 наименований местной литературы (по сравнению с другими магазинами это считается уже много). «Мы достаточно плотно работаем с местными авторами и издательствами, но книги ивановцев расходятся не очень хорошо, особенно поэзия и проза. Иногда даже приходится возвращать автору его книги, потому что мы слишком долго не можем их продать. Библиотеки, куда автор обращается в первую очередь, тоже не всегда могут купить даже интересные для них издания – нет средств», - рассуждает Татьяна Викторовна.
Представлены ивановские книги и в «Мысли», но директор магазина Андрей Белов говорит, что читатели на них тоже не всегда находятся: «Из местного лучше берут краеведческую литературу, историческую. А вот с поэзией и прозой дела обстоят гораздо хуже. Это и понятно: наши авторы мало кому известны, а покупатели предпочитают брать то имя, которое у всех на слуху».
В Казани учатся по ивановским пособиям
Местные издательства в свою очередь жалуются на магазины, которые не очень охотно, по их мнению, берут книжки ивановских авторов на реализацию. «Пробиться в торговые точки очень сложно, - рассказывает руководитель издательства «ЛИСТОС» Татьяна Ушакова. – Это требует много времени и сил на согласование, заполнение документов. А некоторые так сразу и говорят: «Мы не работаем с ивановскими издательствами». Если же пробиться удается, то на полках наша литература смотрится плохо: ее задвигают в самые дальние углы, так что сам автор порой не может найти свою книгу. А был случай, когда художественное издание под названием «Золотая рыбка» поставили на полку к… книжкам про рыбную ловлю!».
По словам Татьяны Андреевны, ее издательство, не найдя поддержки в родном регионе, начало издавать книги ивановских авторов под заказ для других областей. Чаще всего возникает спрос на учебную литературу, которую затем распространяют во многих городах России и стран СНГ. «Вот и получается, что студенты в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других городах учились по книгам ивановского доцента, а у его собственных студентов не было возможности приобрести книги своего преподавателя», - подытоживает Татьяна Андреевна.
Днем сторож - вечером писатель
Практически вся ивановская литература имеет один существенный минус, который серьезно сказывается на ее сбыте. И дело здесь не в таланте авторов и не в качестве полиграфии (многие местные книги приятно взять в руки, в этом плане они не уступают московским). Дело в маленьких, почти штучных тиражах, которые неизбежно ведут к дороговизне книг. Проблема вполне понятна: чаще всего провинциальные авторы издают книги в местных издательствах за свой счет, а это порой выливается в десятки, если не в сотни тысяч рублей. И чем больше тираж, тем больше денег требуется на его выпуск. А чем меньше тираж, тем дороже стоит книга в магазине. Ивановские издательства не могут позволить себе платить автору гонорар – наоборот, вынуждены брать с него деньги за печать.
Председатель регионального отделения союза писателей Юрий Орлов рассказывает, что современные авторы часто долго копят деньги, трудясь, например, сторожами ради того, чтобы издать написанные стихи или рассказы. Если денег не находят, выручает самиздат. Но такие книги не могут считаться полноценной публикацией, которая необходима, например, для вступления в Союз писателей. Возможно, эта организация пополнилась бы несколькими новыми членами, если бы талантливые претенденты нашли деньги на полноценные сборники.
«Писателя нет в реестре профессий, - рассуждает Юрий Васильевич. – Вот художник есть, а писателя нет. Поэтому чаще всего бывает, что человек ходит на работу, чтобы прокормить семью, а пишет и издает книжки в свободное время, за собственный счет. Но бывает, что удается прорваться в крупное издательство в столице – тогда автор может рассчитывать и на гонорар».
Юрий Орлов вспоминает одну из самых удачных своих книг в плане продаж – «Заздравные чаши» (сборник приветствий, пожеланий, тостов), которую он издал в 1990-е годы в «Эксмо». Книга пользовалась большой популярностью в столичных магазинах. Автору тогда заплатили очень хороший гонорар. Но такие случаи – скорее исключение из правил для даже известных ивановских писателей и поэтов.
Например, поэт Ян Бруштейн издается исключительно в Москве. «Поэтические книги авторы выпускают, как правило, за свой счет, - говорит он. – Я – большое исключение. Так получается, что на свои деньги я не издал ни одной книги. Для сборника либо находятся меценаты, либо я получаю грант... Порой книгу издают в качестве награды. Например, за победу в премии «Поэт года» меня наградили изданием моего большого сборника избранных стихотворений «Керосиновое солнце». А бывает, что издательства обращаются ко мне сами. По договору платят гонорар частью тиража, который я, как правило, распродаю на презентациях книги». По словам Яна Борисовича, сборники его стихов редко доходят до ивановских торговых точек, но их можно купить на сайте интернет-магазина «Ozon» и в московских магазинах.
Но даже сотрудничество со столичными издательствами не позволяет поэтам и писателям жить на гонорары. «На литературный заработок могут прожить только немногие «попсовые» поэты, такие как Вера Полозкова, Лариса Рубальская, – считает Ян Борисович. – Да и они больше зарабатывают выступлениями и текстами песен. Все остальные вынуждены работать, и хорошо, если в окололитературной среде. А молодые поэты часто спиваются, чувствуя ненужность и бессмысленность своего творчества. Стихи действительно не самый популярный жанр, поэтические сборники покупают редко, особенно если автор пока никому неизвестен. Тем более что практически всё сегодня можно прочитать в Интернете. Я, например, уже давно, начал размещать свои стихи в «Фейсбуке», во «ВКонтакте» и на некоторых других сайтах. Конечно, денег я за это не получаю, но зато мои посты читают по 5-6 тысяч человек: книги редко издаются такими тиражами».
Продажи держатся на интересе к истории города
То, что поэзия и проза ивановских авторов раскупается плохо, подтвердили все наши собеседники. Но есть литература, которую в магазинах берут гораздо охотнее, – краеведческие издания. «Спрос на такие книги устойчивый, - говорит Андрей Белов. – Школьники изучают историю родного края в школе, взрослые хотят узнать что-то новое про свой город и область. А если издание выполнено качественно и красиво, то его быстро покупают, невзирая на высокую стоимость».
Так, в «Мысли» за 10 дней разошлись около 30 экземпляров книги «Иван-край», выпущенной издательством «Наша Родина». Хорошо раскупались «Иваново и кино», «Иваново: взгляд из прошлого»… Особенно контраст виден на фоне художественных книг и публицистики, которые тоже порой выходят в этом издательстве, но долго пылятся на полках.
«Средние тиражи наших изданий – около 1000 штук, но бывает и меньше – 500, 300, - рассказывает директор издательского дома «Наша Родина» Евгений Фокеев. – Если это краеведение, книги в среднем расходятся за год. Иногда автор за счет продаж даже имеет возможность вернуть себе потраченные деньги, но не заработать. Так что все издательские проекты для нашего писателя всегда убыточны».
Вот и получается, что цепочка «писатель – издатель – магазин - читатель» рвется буквально на каждом звене. А главной проблемой местной литературы остается одна, вечная – безденежье…
Цена вопроса
Сколько стоит издать книгу стихов и как быстро она найдет своих читателей? Своим опытом делится наш коллега, журналист «ИГ» Павел Разуваев, выпустивший два сборника. «На первую книгу, изданную в мягкой обложке, я потратил 30 тысяч рублей, на вторую, уже в твердой, - 50 тысяч. Тираж был по 300 экземпляров, - говорит Павел Александрович. – В магазины книги не предлагал: это слишком личное, не хотелось бы, чтобы они затерялись на полках. Поэтому предлагал их только знакомым. Первую книгу дарил и продавал по 100 рублей (она разошлась полностью), вторую – по 150 (удалось продать около 20 экземпляров, зато подарил больше 120). Конечно, ничего не заработал, но это и не было моей целью. Просто если стихи пишутся, их надо издавать, а не хранить в столе…»