Театру кукол студенты предпочитают сериалы и рекламу

11 февраля 2018 18:14

Наш собеседник – человек в театральном мире очень известный. Андрей Князьков много лет озвучивал персонажа Тото в детской телепередаче «Большой фестиваль», которая шла по Ленинградскому телевидению до 2001 года. В Иваново Андрея Валерьевича привела давняя дружба с нашим театром кукол. Он приезжал давать мастер-классы молодым кукольникам и нашел и несколько минут для интервью «Ивановской газете».

Вил гнезда и строил землянки

- Андрей Валерьевич, с чего всё начиналось? Как вы поняли, что станете актером, да еще и театра кукол?

- У меня было много начал (смеется). Я очень долго не знал, кем буду. Думал, что пойду на завод, как собирался сделать мой сосед-ровесник. Единственное, что отличало меня от сверстников – я всегда что-то придумывал. Если мы шли гулять в лес, мне надо было вить гнезда на деревьях, чтобы потом в них жить, либо строить землянки - словом, делать то, что не очень приходило в голову другим.

Год я занимался в танцевальном коллективе дома культуры, а когда там набирался театральный кружок, решил пойти и туда. Руководительница была знакома с ведущими актерами Большого театра кукол (я-то их в детстве видел только по телевизору). Через нее я устроился монтировщиком в этот театр и… понял, что это – моё.

- Почему именно куклы? Что вас привлекает в кукольном театре?

- Ну как я могу вам сказать?.. Вот вы любите груши, но как ответите, за что? Самое смешное, что я знаю, что должен ответить (смеется). Можно сказать: «Там много всего интересного, гораздо больше, чем в драматическом театре». Так и есть. Но если ты мастер в своей профессии (неважно, актерство или стоматология), то даже в узкой теме ты будешь развиваться и расти, и тебе это будет интереснее всего на свете. Говорят, если ты знаешь, за что конкретно любишь человека, то это не любовь. Так и тут.

А вообще театром кукол я не ограничиваюсь: сейчас я еще и драматический актер. Случайно (всё в моей жизни, казалось бы, происходит случайно) попал в труппу театра «Ковчег», руководителем которого является Людмила Манонина. Сейчас я играю там – ни за что не поверите, кого!

- Гамлета?..

- Нет, ну что там Гамлет… Сына в «Последнем сроке» Валентина Распутина. У меня в спектакле большая, серьезная роль с длинным монологом в финале. И играю я с  народными артистками – Галиной Карелиной и Ириной Соколовой. Еще занят в «Последнем крое» по пьесе сербского драматурга Владимира Джурджевича. Один спектакль в этом театре поставил сам. До этого был опыт постановки детского драматического спектакля в Сарове.

Вы знаете, у меня как-то всё происходит периодами: бросает в разные стороны: то я снимаю, то снимаюсь, то монтирую, то пишу, то озвучиваю…

«Когда люди тебя узнают, чувствуешь себя… удобрением»

- Кстати, об озвучке: как вы попали на телевидение?

- Окончил театральный вуз, вернулся из армии и попал в одну из передач. Потом в другую, так и пошло. Работал одновременно и на телевидении, и в театре кукол. И, кстати, это не просто озвучка: я водил куклу, это настоящая роль, как в театре.

- По голосу вас маленькие зрители не узнавали?

- Узнавали большие. Особенно когда начал преподавать в театральной академии. Я не люблю про себя рассказывать студентам, но в конце первого семестра они вдруг об этом узнают и говорят: «А мы-то полгода ломали голову, почему у вас голос такой знакомый!». Смешанные чувства… Когда люди говорят: «мы на вас выросли», я чувствую себя удобрением (смеется).

- Есть ли разница: играть на сцене и управлять куклой перед камерой?

- В основном техническая. Перед камерой сложнее: меньше амплитуда, движения мельче. Нет широких жестов, камера всегда показывает крупным планом. Кроме того, не все знают, что артист смотрит не на куклу, а в монитор, где видно то, что показывает камера, но картинка там – в зеркальном отражении. И если на самом деле ты поворачиваешь куклу направо, то в мониторе она поворачивается налево. Привыкнуть к этой особенности очень сложно. А еще сначала записывается звук (ты «играешь» голосом, читая по бумаге), а потом водишь куклу под фонограмму. Это сделано для удобства: во время съемки можно давать команды (выше, ниже, вправо, влево).

Играл даже сусликов и медведей

- Обычно у драматических актеров спрашивают, если ли у них роль, которую они мечтали сыграть, но не случилось. А у вас, кукольника, есть такая роль?

- А есть ли у меня вообще роль, точнее, типаж, который я не сыграл?.. Мне, наверное, повезло. Я играл детей, взрослых, стариков, романтических героев, острохарактерные, женские роли… Крокодилы, маленькие суслики, медведи… В «Золушке» я играл и капрала, и пажа, и маркиза Падетруа, и крысу-кучера. И всё это одновременно, в одном спектакле. А вот о роли Гамлета я никогда не мечтал.

Положительных героев играть всегда сложнее: нужно создать образ, быть убедительным. Отрицательных можно играть плохо – этого никто не заметит, к ним и так притягивается внимание. До работы на телевидении я всегда играл положительных героев, и это была серьезная школа. А когда пришел на телевидение, никто у меня не спрашивал, могу я что-то или не могу. Заболел актер – играй за него. Вот тебе и расширение амплуа.  

- Подписана во «ВКонтакте» на вашу юмористическую группу «Dos-vidos». Это еще одно направление вашего творчества?

- Сочиняю я всё время, особенно активно – в последние несколько лет. Мне было интересно попробовать. Однажды после обсуждения спектаклей на одном из фестивалей я написал «Монолог креативного режиссера» и «Монолог немедийного лица». Они у меня долго лежали, я не знал, как их выложить. И вдруг вспомнил, что у меня 20 лет в шкафу лежит кукла – серый Мышь из спектакля «Тайна мерцающих огоньков». Записал с ним оба монолога, и пошло-поехало. Потом понял, что можно еще и стихи размещать. Конечно, примитивный юмор гораздо более востребован, чем мой, интеллектуальный. Но я рад, что мое начинание многим нравится, и бросать его не собираюсь, хоть времени стало гораздо меньше.

А вот стихи сочиняю каждый день, и все мысли в телефон записываю, чтоб не потерять. Уже полный телефон насочинял. И даже здесь, в Иванове, придумал кое-что. «Конечно, хочется любить, /Конечно, хочется мечтать, /Но чаще хочется убить /И под березой закопать». С Ивановом это никак не связано!

Многие думают, что в стихах я пишу о себе. Ничего подобного! Это не дневник. Стихи - это маленькие сценарии, но, конечно, основанные на жизненном опыте. Если люди откликаются на эти строчки, значит, они правдивые.  

Сейчас озвучиваю сериалы. Начитал огромный аудиоспектакль. Впервые. И получилось. Вообще всегда я стараюсь браться за то, что никогда не делал. По молодости это было не так страшно, теперь всё страшнее и страшнее. В юности тебя никто не знает: сделал, не получилось – никто и не заметил. А сейчас – станет известно всем.

Артист не должен говорить писклявым голосом

 - О чем были мастер-классы для ивановских кукольников, которые вы провели?

- Есть проблемы, которые я вижу в театрах и которые помогаю исправить. Они, кстати, везде одинаковые. Одна из главных – голосовые штампы. На эту тему я в свое время написал статью «Артист, уважай свой голос», которая разошлась по многим театрам. Мы привыкли, что в театре кукол персонажи-дети разговаривают писклявым голосом, злодеи - громким и рычащим… А это неправильно. Нужно говорить своим голосом, также как в драматическом театре. Вот это я и объясняю на мастер-классах. Когда артисты за ширмой начинают говорить обычным голосом, происходит чудо: персонажи оживают.

Сейчас театр кукол скомпрометирован. Когда мы учились, мы хотели идти работать именно в театр кукол, знали, куда мы идем и зачем. Современные студенты хотят в сериалы, в рекламу. За 14 лет, которые я преподаю, я замечаю, как меняется молодежь. Как правило, она предпочитает получить сейчас и всё, и не очень настроена годами постигать мастерство...

Я думаю, что возродится театр кукол еще не скоро. Сначала он полностью умрет, потом все наиграются в поиски новых форм, и только затем кто-то его изобретет заново, и третий человек начнет его развивать. А пока, как бы грустно это ни звучало, профессия кукольника – умирающая. Но я рад, что есть еще люди, которые всё-таки в ней живут и доказывают, что театр кукол - это настоящее искусство! Есть такие люди и в Иванове: Елена Иванова, Борис Новиков, Владимир Кузнецов. На них может равняться молодежь. И я очень рад, что в этот свой приезд смог познакомиться с ними поближе.

 

Андрей Князьков - театральный актер и режиссер, доцент кафедры театра кукол Санкт-Петербургской академии театрального искусства, педагог Высшей школы режиссеров и сценаристов, драматург, автор сценариев, режиссер и участник многосерийных телевизионных фильмов и передач. Создатель и художественный руководитель театров «Чемодан-дуэт «КВАМ» и Санкт-Петербургского театра пластики рук – «Hand made». Его коллективы гастролируют по всему миру, являются участниками и призерами многих престижных международных фестивалей и телевизионных шоу. Ивановцы могли увидеть выступления этих коллективов на фестивале «Муравейник».

Читайте также
Стала лучшей на телешоу "Умнее всех"
Семейная волшебная ложка для новогоднего блюда
«Буратино» за первые сутки проката собрал более 226 млн рублей