Наш район – в выигрыше

Сергей НИЗОВ, глава Ивановского района:
- Большинство глав муниципальных образований одобряют саму идею новой схемы, но есть замечания к работе регоператора. Есть также вопросы, которые возникают из-за недоработок законодательной базы, в том числе федеральной. Одна из главных проблем – неопределенность с контейнерными площадками: до сих пор неясно, кто должен убирать вокруг них мусор: УК, собственник участка (чаще всего это муниципалитет)?.. Я считаю, что это должен делать регоператор.
В нашем районе раньше все хотели убирать мусор в Ново-Талицах и Богданихе, расположенных близко от полигонов ТБО, а в удаленные Балахонки и Ермолино ехать никто не желал: невыгодно. И заставить когото я не мог. Сейчас регоператор обязан убирать во всех населенных пунктах и по одной цене. Конечно, платеж вырос, и далеко не все жители с этим согласны, но он и раньше не был низким из-за удаленности полигонов от многих деревень и сел. Не везде устраивает график вывоза мусора. Но иногда с регоператором или субподрядчиком удается договариваться приезжать чаще: два – три раза в неделю, как раньше. Кое-где продолжаются еще стихийные захоронения отходов. Но тут главное – переломить сознание жителей. Не до всех еще дошло, что если платить всё равно придется и за мусором непременно приедут, то нет смысла выкидывать его в лес.
Решать проблемы надо комплексно

Ирина КОСТРОМСКАЯ, и. о. начальника департамента ЖКХ:
- При реализации новой реформы мы столкнулись с различными проблемами. Проявились недоработки в законодательной базе, которые стали явными только при функционировании регионального оператора по обращению с ТКО. На федеральном уровне не разработаны нормативы, касающиеся раздельного сбора мусора. Добавлю, что отсутствует установленный нормативно-правовыми актами механизм передачи земельного участка управляющей организации-заявителю в целях организации места накопления ТКО собственников помещений конкретного МКД, находящегося в управлении заявителя, при отсутствии возможности организации таких мест на придомовых территориях... Нет четко налаженной работы между муниципалитетами и регоператором. Население недостаточно информировано о ходе реформы.
Плюсы реформы: она исключила возможность работы незаконных полигонов. Машины регоператора оснащены системой ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать перемещение машин в онлайн-режиме. Отработан механизм ликвидации стихийных свалок. При их выявлении регоператор обязует собственника земли, на котором образовалась свалка, убрать ее в течение 30 дней.
Добавлю, что регоператор заключает договоры с юридическими лицами. До реформы некоторые из них заключали фиктивные договоры на вывоз мусора, а отходы несли на ближайшую помойку, относящуюся, например, к многоквартирному дому. А это влекло за собой появление навалов или дополнительные расходы собственников дома. Теперь такая ситуация исключена.
Безусловно, решение выявленных проблем должно быть комплексным. Оно включает в себя получение разъяснений на федеральном уровне, отладку взаимодействия между муниципалитетами и регоператором, корректировку территориальной схемы размещения отходов, а также большую информированность граждан о работе регоператора.
Отходы точно довезут до полигона

Надежда ГРИШИНА, гендиректор ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО»:
- Наверное, главный плюс заключается в том, что эта реформа в принципе начала осуществляться. Сейчас власти четко знают, что есть одно лицо, которое отвечает и за организацию вывоза, и за то, что отходы доставят именно на полигоны, а не свалят в ближайшем овраге. Очень важный момент – обязательная организация вывоза мусора из частного сектора. Там многие жители никогда не платили за эту услугу и не понимают, почему им нельзя, как раньше, зарывать мусор в поле или в лесу... Позитивным моментом является то, что начата работа по ликвидации стихийных свалок, которых по области множество. Надеюсь, что уже в следующем году жители региона заметят, что их становится меньше. Реформа позволит активнее внедрять современные методы утилизации отходов, строго контролировать полигоны, модернизировать и строить новые мусороперегрузочные станции. У нас обновляется парк мусоровывозящей техники и контейнеров, строятся перегрузочные станции.
Одной из серьезных проблем остается низкая информированность населения о смысле реформы, о правах и обязанностях регоператора и потребителей.
Для бизнеса плюсов нет

Василий СКВОРЦОВ, председатель регионального отделения «ОПОРА России» и сопредседатель регионального штаба ОНФ:
- Для бизнеса значительно выросла цена. Причем если нет своей контейнерной площадки, то в 5-8 раз… Есть неразбериха с тем, что у некоторых предприятий остались договоры с транспортными компаниями, которые раньше осуществляли вывоз мусора. Ведь такие документы заключаются, как правило, на год. Регоператор должен был решить эту проблему, но не организовал должным образом договорную работу. С 1 июля он и не мог приступить к исполнению этих обязанностей из-за нехватки спецтранспорта. Только сейчас они начинают брать это на себя.
Если бы регоператор стал лучше собирать мусор (поставил современные контейнеры, исключающие его разброс, построил современные лицензированные полигоны, наладил раздельный сбор и вывоз, соорудил сортировочные и перерабатывающие заводы и так далее), то и вопросов бы не было. Мусоросортировочный завод, который не так давно открыли, где всего одна линия и 20-30 человек вручную сортируют пластик и стекло, кардинально на ситуацию не влияет.
Качество услуги не поспевает за оплатой

Светлана МЕЖИРИЦКАЯ, председатель ивановского ТСЖ «Флагман», руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни»:
- Одна из главных претензий у населения: тариф вырос, причем у некоторых многократно, а качество услуги зачастую ухудшилось. Тот же мусор вокруг контейнерных площадок раньше убирали возчики, с которыми заключала договор УК, а регоператор этого не делает. От новой системы особенно пострадали «многонаселенные» квартиры, в том числе многодетные семьи, а также владельцы нескольких квартир. До сих пор не появилось четкого механизма, исключающего сбор платы за вывоз мусора с одного владельца за несколько квартир и дачу. Хотя отходы образуются только в одном жилище, платить приходится за все. С другой стороны, рекомендация брать плату не больше, чем за троих, которой регоператор уже прекратил следовать, тоже была непродуманной. Ведь в этом случае неясно, кто должен оплачивать вывоз «лишнего» мусора. Понятно, что нужно как-то защитить многодетные и малоимущие семьи, но тогда нужно было продумать субсидии для них…Тариф в целом явно завышен, даже по сравнению с соседними регионами. Процедура сбора данных для его определения была, по мнению ОНФ, некорректна.
Хорошо, что новая система должна решить вопрос с вывозом мусора из частного сектора. Но собирать мусор в мешках раз в неделю – это слишком редко, особенно летом, а контейнерами каждую улицу не заставишь. Так что здесь еще предстоит определить лучшее решение.
Как видим, большинство участников дискуссии уверены в конечной пользе «мусорной» реформы. Вопросы вызывают лишь детали ее воплощения в жизнь: возросшая цена услуги, регулярность вывоза мусора, ответственный за содержание контейнерных площадок... Но нюансов этих так много, что решать их путем шлифовки законодательства, регулирования тарифа и другими возможными способами предстоит еще долго. В плюсе, по заверениям регоператора и чиновников: незаконных свалок становится меньше, усилен контроль за действиями перевозчиков и «создателей» мусора, а также грядущая возможная польза для экологии области. Конечно, если схема заработает так, как планировалось.