Учился на инженера – пошел в токари

31 августа 2017 18:48

Сейчас в нашей области, да и по России в целом полученная специальность и дальнейшая работа часто имеют мало общего. Например, по данным Ивановостата, только чуть более 40% людей работают по профессии, которую они получали в вузе.

 Студенты осваивают и рабочие профессии

Уровень безработицы, по разным источникам, колеблется в регионе от одного до четырех процентов, что вполне приемлемо. Но при этом, как сообщает Ивановостат, 18% всех безработных имеют высшее образование. Почему же так происходит?

«Сегодня в нашей области требуются прежде всего люди рабочих профессий», – говорит начальник отдела мониторинга рынка труда областного профильного комитета Ольга Вахрушина. Таких вакансий более 60%. К тому же у тех, кто работает на производстве, часто более высокая зарплата, чем у офисных сотрудников. Например, сейчас даже студенты энергетического университета, в котором, в общем-то, минимальные проблемы с трудоустройством, одновременно с учебой осваивают, скажем, профессию газосварщика. При наличии еще и высшего образования это делает их универсальными специалистами.

Но несмотря на такую тенденцию, ребята, заканчивающие школу, всё же стремятся поступать именно в вузы, иногда не думая о том, подходит им эта специальность или нет. Так, выпускник лежневской школы № 10 Константин Птицын говорит: «Буду учиться в ИВГПУ по специальности «Технология ткацкого производства». Захочу ли потом работать по профессии, не знаю, но надо получить хоть какое-то образование».

Выбор не по желанию, а по географическому принципу

Нежелание работать по специальности связано и с тем, что за вчерашних школьников вуз и будущую профессию часто выбирают родители, которые считают, что лучше знают, где ребенок найдет себя. Но такой подход приводит к тому, что человек только тратит время на нелюбимое дело, а после окончания университета идет менять специализацию. Так, ученица 3-го курса Ивановского художественного училища Ольга Большакова рассказывает: «Выбор учебного заведения и специальности был достаточно долгим и мучительным. У меня всегда было хорошо с пространственным мышлением, черчением, физикой и математикой…  Но чем точно хочу заниматься, я не знала, поэтому выбор за меня по большому счету совершали родители, которые сами получили инженерную специальность. В итоге я закончила вуз по архитектурной специальности, но не вижу себя в этой сфере. Думаю в будущем работать как художник или  педагог. Поэтому и поступила в училище. Хотя не могу сказать, что я полностью ушла из профессии, иногда всё же участвую в каких-то проектах».

Бывает, что смена профиля происходит и при осознанном выборе направления, ведь интересы в течение жизни могут меняться. Так случилось у выпускника ИвГУ по специальности «Реклама и связи с общественностью» Дениса Пугачёва: «Считаю, что в нашем городе для успешного начала карьеры нужны связи и пробивной характер. У меня нет ни того, ни другого. Ходил на разные собеседования, звали в компании на рекламные должности, но чаще всего я понимал, что нет желания трудиться в данной сфере. Проработал полгода кассиром в книжном магазине. Не скажу, конечно, что это мое и готов посвятить этому свою жизнь, но мне там нравилось. По крайней мере я получил какие-то навыки, которые пригодятся в дальнейшем. Сейчас вот поступил в магистратуру СПбГУ, сменив деятельность музеология. Возможно, найду себя в этом».

Как рассказали в областном комитете по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, также нередка ситуация, когда учиться идут просто туда, где ближе, чтобы сократить затраты на образование. Например, если человек живет в населенном пункте, где лишь одно учреждение среднего профессионального образования, он чаще всего поступает именно в него. Ведь ездить в областной центр – это материальная нагрузка для семьи, даже если ребенок прошел на бесплатное обучение.

Свобода или целевое обучение?

Сейчас всё чаще говорят о том, что для учащихся на бюджетной основе неплохо было бы ввести систему распределения, которая активно функционировало в советские годы. Чтобы выпускники приносили пользу обществу именно там, где запланировало государство.

Чем-то похожим сегодня можно считать договор на целевое обучение, когда предприятие оплачивает годы в вузе, а будущий сотрудник, получив образование, обязан проработать в компании определенное время. Например, ивановец Евгений Еленкин пошел учиться по целевому направлению в ивановский энергоуниверситет по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств». «Сейчас учусь, а потом просто придется отработать на предприятии пять лет», – рассказывает студент.

Но некоторые называют систему распределения ущемлением свободы: ведь даже если ты поймешь, что выбранная профессия тебе не подходит, избежать работы по ней уже не получится. Поэтому договор на целевое обучение – это решение не для всех, тем более что таких мест вузы выделяют сравнительно немного. Например, в ИГЭУ в этом году речь идет в среднем о двух-трех местах на каждой из специальностей. Примерно такая же ситуация и в других вузах города. Исключение составляет разве что медицинская академия, в которой процент целевых мест гораздо выше.

Понимание приходит на практике

Выделяя больше или меньше бюджетных мест (или не давая их вовсе) по тем или иным направлениям, государство старается регулировать количество специалистов на рынке, обучая только нужные кадры. Но проблема в том, что людей нельзя заставить работать, например, учителями, даже если они получили эту профессию. Особенно учитывая, что не каждый труд у нас должным образом оплачивается.

Часто у студентов вообще нет четкого понимания, чем именно в будущем им придется заниматься. «Я еще не знаю, буду работать педагогом или нет. Просто пока не попробовала себя в роли именно учителя, –  рассказывает Екатерина Гузенко, учащаяся Шуйского филиала ИвГУ (профиль – математика и информатика). –  Пойму, наверное, только когда пойду в школу на практику. И, если меня это заинтересует, то, может, и свяжу с этим свою жизнь». Таким образом, одна из главных проблем – это слабое представление о том, чем же придется заниматься в дальнейшем, ведь часто обучение в университете и практическая деятельность – две разные вещи.

Наталья МУХИНА

Читайте также
По Золотому кольцу приезжайте в Иваново…
Прославили Лух на всю Россию
"Поперечная" чиновница