Автобус для одной бабушки

30 июня 2017 12:27

Как сегодня обстоят дела с пассажирским сообщением в районах, когда муниципальные предприятия развалились, а перевозки людей осуществляют частные фирмы, которым неприбыльные деревенские рейсы невыгодны?

Новоселье на местной автостанции

Я побывал в Ильинском-Хованском, где работает единственный в области МУП, до сих пор обслуживающий все сельские поселения. До райцентра я с 6 утра добирался на автобусе Иваново – Щенниково, принадлежащем «ТрансСервису», зарегистрированному в Шуе. Частная фирма делит прибыльные маршруты в областной центр с муниципальным автопредприятием. Автобус идет два с половиной часа с заходом в Аньково, пустующих мест мало, а в селе народу набилось битком.

Недавно «ИГ» рассказывала о безобразном состоянии автостанции в Пестяках, принадлежащей местному МУПу, который, не выдерживая конкуренции с частниками, попал в сложную финансовую ситуацию. Так вот в Ильинском я увидел… новенькое, пусть и небольшое помещение для пассажиров, с евроотделкой, удобными креслами и комнатой для кассира муниципального автопредприятия. Есть вполне приличный туалет. Автостанция построена в конце прошлого года и заменила бывшую тесную бытовку.

Автобусы ходят в различные населенные пункты района. Водитель с 30-летним стажем Николай Свиридов готовился в рейс на Кулачёво. Интересно, что он, коренной ильинец, много лет работал на пассажирских перевозках в Иванове, а здесь, в АТП, всего четыре месяца: «У частников на износ надо пахать, зарплата, бывало, в конверте, а здесь спокойней, всё до копейки получаешь официально. Это для пенсии важно. Вот только техника старая, сельские дороги неважные, машина бьется».

Кондуктор Галина Кузьмина всю жизнь работала в автобусах, но в Ярославле, где жила до ухода на пенсию. Приехала на малую родину и ее взяли в АТП. Ведь молодежь не идет на небольшие зарплаты.

Бывший начальник ГИБДД деревни не бросит

Еще одна проблема муниципального предприятия видна в том же кулачевском автобусе, который везет… всего одну пассажирку. «Мы обслуживаем восемь внутрирайонных и четыре областных рейса до Иванова, – говорит директор Ильинского АТП Виктор Пшеничнов. – Все сельские маршруты глубоко убыточны. Зачастую возим по 2-4 человека. Народу в деревнях всё меньше. Нередко селяне, не проявляя патриотизм, садятся на частные иногородние автобусы. К примеру, у нас есть рейс на Игрищи с заходом в Аньково. Мы возвращаемся оттуда раньше частного автобуса и готовы взять людей в райцентр. Но есть люди, которые, как они говорят, по привычке, ждут частный автобус. Их деньги уходят в Шую…»

Виктор Анатольевич – ильинский. Начинал трудовую биографию водителем, служил в ГАИ и дорос до начальника районного отделения, до майора. В 2013 году бывший глава района Евгений Смолин предложил ему возглавить автопредприятие, находящееся в сложной финансовой ситуации с условием сохранить сельские маршруты.

«Правильно вам сказал водитель, – размышляет директор. – Средств на обновление автопарка не хватает. Из семи машин только одна с трехлетним сроком покупки, остальные – за 10 и более. Бензин дорожает, много денег уходит на запчасти. Кроме основных налогов, за производственные фонды надо платить (у нас большая база). Да, мы участвовали в областном тендере и выиграли четыре рейса на Иваново. Однако едва сводим концы с концами. В прошлом году вся прибыль составила 200 рублей.Это мизер».

Латать технику приходится после каждой поездки

Но как же строительство автостанции? Она, поясняет директор, появилась благодаря партнерским отношениям с райадминистрацией, подыскавшей инвестора, который и вложил средства в очень нужный району объект: «Глава администрации Андрей Кондратьев продолжает линию прежней власти на сохранение пассажирского обслуживания населения, сохранения стабильного коллектива АТП, где сегодня 24 рабочих места. Нам выделяют субвенцию из муниципального бюджета в 1 миллион 950 тысяч рублей в год».

Не обойтись и без слаженного коллектива, понимающего важность обслуживания села. К примеру, 40 лет (!) водит автобус Вячеслав Бабавцев. Когда будущему майору милиции и директору был всего 21 год и он только начинал работу стажером водителя, Бабавцев ходил в его наставниках..

…Пазик Алексея Солодова вкатил на базу из Коварчина. Водитель рассказывает, что его автобусу 14 лет. Работать можно, но внутрирайонные дороги в ужасном состоянии, сетует мой собеседник: «Приезжаешь – и сразу латаешь машину по мелочам».

Три автобуса прошли капремонт в Нижнем Новгороде. Можно бы укрепить и свою ремонтную базу. Но станочного парка нет. В годы кризиса прежний директор был вынужден продать токарный станок.

У директора Виктора Пшеничнова есть мечта организовать рейсы до соседнего Ростова Ярославской области. Но от предприятия здесь мало что зависит. Маршрутто межобластной – нужны согласования и с Ярославской областью.

Спасают рейсы до Суздаля

«К нам автобус не ходит уже много лет, – говорит специалист Лобцовского филиала Новоселкинского поселения Гаврилово-Посадского района Любовь Гогулева. – Без транспортного сообщения остаются и Мирславль, Кощеево, Мальтино, Большая Уронда, Печищи, Мытищи и еще несколько деревень. У кого нет личных, ловят частные машины. А ведь в 2012–2013 годах местное муниципальное автопредприятие два раза в месяц к нам все-таки ездило».

ГОСПОДДЕРЖКА АВТОТРАНСПОРТА:
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Из бюджета Ильинского района на поддержку муниципального транспорта в год выделяется 1 миллион 950 тысяч рублей. Гаврилово-Посадский район оказывает поддержку ООО «Водитель» на компенсацию убыточных внутрирайонных рейсов 996 тысяч. Всем пассажирским автопредприятиям области, независимо от формы собственности, из областного бюджета компенсируется льготная перевозка пассажиров.

Бывший гавриловопосадский филиал Тейковского автопредприятия давно стал частным «Водителем». Его директор Николай Абалин поясняет, что отказались от обслуживания лобцовского куста, так как там в «газель» садились меньше пяти человек.

«Водитель», где работают всего девять человек, получая из районного бюджета дотацию в 83 тысячи рублей в месяц, обслуживает 17 сельских маршрутов: «Мы выживаем за счет рейсов до Суздаля. Но как долго продержимся – не знаем».

Сменило муниципальный статус и Савинское ДСУ, обслуживающее семь деревенских маршрутов. Проблем и здесь хватает. Но хотя бы снова открыли старую автостанцию, и пассажиры не стоят под дождем на улице.

Все мои собеседники предлагают возродить федеральную и областную программы поддержки убыточных социальных пассажирских маршрутов. До 1993 года, вспоминают ветераны отрасли, деньги на это выделялись. Тогда районные ПАТП и автобусы приобретали.

Что из того, что в дальней деревне живут всего несколько человек. Они имеют право на транспортную доступность к цивилизации.

Читайте также
Ориентировался на законы чести, сформированные Гайдаром
Станислав Воскресенский оценил готовность исторической части Юрьевца к юбилейным мероприятиям
Дни малых городов в Юрьевце откроет Кинешма