Куда бежать? Военная тайна
Государство должно защищать своих граждан, и все мы надеемся, что в случае угрозы нас эвакуируют в современное убежище с запасом воды, еды и медикаментов. Но в действительности всё оказывается сложнее.
Во-первых, информация о местах расположения защитных сооружений и их количестве считается секретной и рядовому населению знать о ней не полагается. В случае угрозы мы узнаем о месте, где нам необходимо будет укрыться, в течение суток. Сегодня используются современные способы оповещения, например СМС.
Во-вторых, приспособленных мест для спасения у нас не так много. «Защитные сооружения гражданской обороны – это инженерные объекты, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях, – рассказал замначальника управления гражданской защиты УМЧС Павел Мочалин. – Международные доктрины со времен холодной войны изменились, ядерный или химический удар нам не грозит. Поэтому считаю, что имеющихся бомбоубежищ достаточно для укрытия сотрудников предприятий жизнеобеспечения, которые должны работать и в период чрезвычайной ситуации. Остальное население первое время будет укрываться в подвалах и других приспособленных для этого помещениях».
Согласно правилам при угрозах различного характера население эвакуируется в безопасный район. Остаются только люди, задействованные на объектах жизнеобеспечения. Например, это энергетики ТЭЦ-2, где есть защитное сооружение, рассчитанное на 460 сотрудников (в смене в среднем трудится 300 человек). Здесь всё оборудовано по существующим нормативам – коек 30% от общего числа спасающихся, есть в убежище и противогазы, в резервуарах запасено около 40 тонн воды. В мирное время здесь, как и в других убежищах, находящихся в годном состоянии, проводятся занятия по гражданской обороне.
Еду завезут, когда гром грянет
«Защитные сооружения расположены на территориях предприятий и находятся на их балансе. Если же организация обанкротилась, как, например, фабрика Дзержинского, за убежищем следить некому…» – констатирует Павел Мочалин. Содержание здания, оборудование его необходимой мебелью и сантехникой, системой очистки воздуха, кондиционером, противогазами и многим другим стоит немалых средств.
Справка |
При возникновении чрезвычайной ситуации из опасной зоны производится эвакуация населения, но если она невозможна, людей должны укрывать в защитных сооружениях. В зависимости от степени надежности они делятся на три типа: укрытия, противоядерные укрытия и убежища. Самый безопасный тип – убежище. Толщина его стен 3-5 метров с учетом обвалования. Примером может служить убежище ТЭЦ-2. |
Тушенка, хлеб и медикаменты в убежищах сегодня не хранятся: их обязаны завезти в течение суток после наступления режима угрозы. Создавать больших запасов еды, по словам спасателей, не планируется в принципе, учитывая, что работники предприятий жизнеобеспечения пробудут в убежище не больше трех суток, просто пережидая опасность: они будут сидеть или лежать, а значит, и много энергии тратить не должны.
О том, что в содержании многих убежищ есть значительные недочеты, а некоторые находятся и вовсе в плачевном состоянии и уже не могут быть использованы как укрытия, говорят многочисленные фото и сообщения, размещенные в соцсетях. В сооружениях нет средств защиты, а в ряде случаев даже и дверей. Некоторые убежища расположены в домах, построенных в довоенные годы, а сейчас задействованы под склады или другие хранилища. (Эту проблему «ИГ» поднимала также в номере от 17 июля 2015 года.)
«В советское время состоянию бомбоубежищ придавали серьезное значение. На предприятиях, в исполкоме за укрытиями были закреплены ответственные работники, – вспоминает бывший начальник отдела гражданской обороны Ивановского камвольного комбината Иван Кузненко. – Считаю неправильным, что защитные сооружения сегодня, по сути, сбросили со счетов. Этим должно заниматься государство! Огромные надежные сооружения советского времени приходят в негодность, заброшены, отданы на откуп частникам».
Вчера – бомбоубежище, сегодня – склад
По мнению Ивана Кузненко, в случае опасности убежище бывшего камвольного комбината и сегодня могло бы сослужить добрую службу, приняв около ста человек. «Если бы вентиляционные ходы не были забиты, люди могли бы продержаться здесь несколько дней, а сегодня – не больше считанных часов…» – сетует Иван Петрович.

...А укрываться в заброшенных убежищах теперь небезопасно.
А, к примеру, заброшенное убежище на улице Тимирязева сейчас используется как обычный склад для расположенного поблизости магазина. И эта ситуация типична не только для нашей области, но и для России в целом. В период массовой приватизации часть защитных сооружений пополнила списки никому не нужных бесхозных объектов, другая попала в частные руки. И сегодня в Интернете немало предложений по продаже бывших убежищ для использования в качестве складов или подсобок, но, судя по датам публикаций и количеству просмотров, особым спросом они не пользуются.
Интересно, что раньше кроме защитных сооружений, предназначенных для работников крупных предприятий и госучреждений, потенциальным укрытием для рядового населения служили специально оборудованные подвалы и убежища. Например, вплоть до конца 1950-х годов почти каждая сталинка строилась с расчетом на укрытие в подвале гражданского населения. И каждый или почти каждый отлично знал, куда ему бежать в случае ЧП. Информация об этом размещалась на специальных табличках, как, например, на одном из домов на улице Каравайковой: почерневший от времени указатель «Бомбо убежище – здесь» исчез совсем недавно. Процесс оптимизации численности защитных сооружений идет по всей стране. А значит, бомбоубежища, подобные тому, что было на Тимирязева, просто списываются.
В Тейковском районе появился личный бункер
В список заброшенных попали также бомбоубежища Всероссийского общества слепых, бывшего мясокомбината... В Интернете можно найти полное описание состояния этих объектов и пугающие фото. Сегодня уже сложно поверить, что это убежище когда-то могло выполнять свою функцию: кругом мусор, битое стекло, полуистлевшие противогазы и обрывки химкостюмов.
Комментарий |
Юлия Портнова, генеральный директор Ивановского парашютного завода: - На балансе нашего предприятия находятся два учреждения ГО. Они предназначены для двух тысяч человек. В защитном сооружении есть запасы еды, воды, медикаментов и средств спецзащиты. В мирное время учреждения ГО используются как складские помещения, их содержание обходится предприятию в 1,5 миллиона рублей в год. |
Сейчас такие убежища интересуют, пожалуй, только диггеров (людей, исследующих подземные коммуникации, тоннели) и подростков, желающих испытать острые ощущения и сделать селфи на фоне подземелья. Попасть в бывшие укрытия довольно просто: в большинстве случаев сооружения не охраняются. При этом находиться там небезопасно: помещения давно не видели ремонта и в них может случиться всё что угодно.
Не менее печальная обстановка с защитными сооружениями сложилась и за пределами Иванова. Так, к примеру, все пять учреждений ГО в Шуе требуют ремонта.
…Несмотря на относительно спокойное время, некоторые жители региона предпочитают заботиться о своей безопасности самостоятельно. Говорят, житель Тейковского района построил для себя и своих близких бункер под землей – на случай неожиданной угрозы. В помещении есть стратегические запасы воды, еды, лекарств, спичек и других необходимых вещей, которые мужчина меняет, когда подходят к концу сроки годности. Наличие личного убежища мужчина не афиширует.