Начинали с научно-исследовательского центра
Ивановский НИИ материнства и детства – уникальное учреждение. На протяжении многих лет институт успешно совмещает функции федерального учреждения, курирующего акушерско-гинекологическую службу Центрального федерального округа, и регионального перинатального центра.
Институт был создан в 1980 году, первоначально как исключительно научно-исследовательское учреждение. В течение первых семи лет у института не было собственных клинических подразделений. С 1987 года в институте стали появляться поликлиника, затем гинекологическая клиника, позже акушерская. Последней, в 2005 году, организовали детскую клинику. «В клиниках института высококвалифицированная медицинская помощь оказывается женщинам и детям не только из Иванова и области, но и всех регионов ЦФО», – отметила директор НИИ материнства и детства, доктор медицинских наук, доцент Анна Малышкина.
На мировом уровне
Несмотря на то что большая часть сотрудников работает в клинических подразделениях, в институте активно идут научные исследования. В преддверии Дня российской науки о достижениях ученых НИИ материнства и детства нам рассказал заместитель директора по научной работе, доктор медицинских наук, профессор Сергей Назаров.
- Сергей Борисович, в чем основной смысл научной работы института материнства и детства?
- Наша научно-исследовательская деятельность насчитывает уже 37 лет. Сейчас научный коллектив включает в себя около 50 сотрудников, среди них 22 доктора наук. А всего в НИИ работает более 800 человек.
В качестве своей основной миссии мы видим трансляцию результатов научных исследований в практику здравоохранения. Причем это касается как результатов собственных научных изысканий, так и лучших лечебных и диагностических практик, разрабатываемых в других учреждениях нашей страны и всего мира. Основными направлениями исследований являются наиболее актуальные проблемы акушерства, гинекологии, неонатологии и педиатрии.
- Каких результатов удалось достичь ученым НИИ за 2016 год?
- В коллективе давно сложились научные школы. Например, школа, возглавляемая нашим директором Анной Ивановной Малышкиной, – «Молекулярные и генетические механизмы нарушения репродуктивной функции».
Прошедший год был для коллектива института очень продуктивным. Наши ученые защитили докторскую и десять кандидатских диссертаций, вышла в свет монография, подано тринадцать заявок на изобретения. Зарегистрированы три новые автоматизированные программы для ЭВМ, их внедряют в практику. К примеру, одна из программ предназначена для упрощения работы кабинетов катамнестического наблюдения пациентов (детей, родившихся с массой тела менее полутора килограммов).
- Расскажите об одной из методик помощи маленьким пациентам.
- В 2016 году институт получил патенты на принципиально новые методы исследования двигательных нарушений у детей раннего возраста. В нашем институте впервые в мире был разработан способ ранней диагностики нарушений моторного развития у детей в возрасте от трех месяцев с использованием компьютерной стабилометрии. Раньше она применялась только для детей, уже умеющих стоять. В настоящее время при поддержке Министерства здравоохранения этот способ проходит широкую клиническую апробацию в нашем институте с целью дальнейшего включения в стандарты оказания медицинской помощи прежде всего недоношенным детям.
От Ленинградской области до Камчатки
- Какими еще путями передаются научные разработки НИИ в практику медицины?
- Институт традиционно проводит подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре, врачей различных специальностей в ординатуре, а также по программам дополнительного образования.
В 2011 году на базе института создан федеральный симуляционно-тренинговый центр для повышения квалификации врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов и реаниматологов. Ежегодно более трехсот врачей из разных регионов страны – от Ленинградской области до Камчатки – проходят у нас обучение с помощью современных тренажеров и симуляторов. В 2013-м на базе центра создана кафедра акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии. С 2017 года институт вступил в систему непрерывного медобразования, разработано около 40 учебных курсов, широко использующих возможности дистанционных образовательных технологий.