Объявление о наборе учеников актера принес… ветер
– Каких только записей в трудовой книжке, связанных с Ивановским театром кукол, у меня нет (смеется). Был я и монтировщиком, и учеником актера, и, наконец, актером. А ведь сложилось всё как-то само и довольно спонтанно. Сам я из города Балта Одесской области, там-то, в Балте, я и увидел первый в своей жизни кукольный спектакль. Это необыкновенное действо поразило, удивило и увлекло меня. С 4-го класса школы я начал принимать активное участие в народном театре при Дворце пионеров.
По окончании школы вместе с друзьями приехал поступать в ивановский энергоинститут. Но в последний момент что-то в нем меня разочаровало, и, передумав, я поступил на вечернее отделение химико-технологического института. Жизнь на новом месте налаживалась – оставалось найти работу. И вот в один прекрасный день судьба сама всё организовала. Я просто шел по улице, и ветер нес мимо обрывки объявлений. Одно из них – о том, что театр производит набор учеников актера, – мне бросилось в глаза и заинтересовало. Я, собственно, и решил попробовать свои силы. Во время прослушивания главный режиссер Муза Ивановна Кравцова поговорила со мной за жизнь, дала в руки куклу и попросила что-нибудь показать... Видимо, ей понравилось то, что я показал и рассказал – меня приняли в театр. В 1971-м уже отсюда меня призвали в армию. Служил я в Доме офицеров, ибо в военном билете было написано: артист. А после армии вернулся к службе в театре.
«Люблю смотреть в глаза партнера за ширмой»
– Ролей, сыгранных вами за эти годы, не счесть, но ведь наверняка среди них есть самые любимые?
– Конечно. Говоря о любимых, не могу не назвать свои работы в спектаклях «Тигренок Петрик». «Осторожно: Коза», «Жил-был Геракл», «Гасан – искатель счастья», «Старик и ветер», «Детский альбом Чайковского». Роли же считать довольно проблематично по той простой причине, что в театре не так много мужчин-актеров и в ряде спектаклей умудряешься сыграть до пяти разных ролей. Меняешь голос, пластику – лишь бы зритель не догадался.

Дети – очень благодарные зрители.
Вообще, с годами стал замечать в себе изменения по отношению к рабочему процессу. В молодости всё внимание уделял исключительно своей роли, кукле, но, становясь старше, я понял, что максимум внимания надо обращать на целостное впечатление, создание ауры, общение с партнером. Очень много стараюсь брать от партнера, слышать его, подыгрывать. Я вообще очень люблю своих коллег – чудесных артистов нашего театра: Елену Иванову, Бориса Новикова, Александра Сердитова, Наталью Громову. Когда мы работаем, нам не нужно много слов, чтобы правильно понимать и чувствовать друг друга. Нам всегда интересно вместе, поэтому мы постоянно что-то придумываем, делаем номера. Командная работа, на мой взгляд, это прекрасно! А еще я очень люблю смотреть в глаза партнера за ширмой. Приятно видеть умные горящие интересом глаза. В процессе работы мы многому учимся друг у друга.
– С какими куклами вам интереснее работать? Как происходит магия одушевления неживой материи?
– Я люблю Петрушку, люблю перчаточную куклу, тростевую куклу, когда сделана отличная механика. Ведь от каждого незначительного поворота ее головы способен меняться характер куклы. Это удивительно и волшебно. Вообще же я полагаю, что артист должен прятаться за куклой. Ни к чему артисту выпячивать себя. «Нужно добраться до атома куклы, чувствовать ее жизнь», – говорил один умный человек. Я полностью с ним согласен. Необходимо понимать принципы жизни куклы и, конечно, убедительно говорить. Помню, что, когда мы учились в институте, нам давали любой предмет и надо было его представить в другом виде и другом образе. Вот чемодан, к примеру, может быть и ноутбуком, и фотоаппаратом, и даже рубанком. Тут ведь в чем секрет: поверить самому в то, что это не чемодан. И если ты в это поверишь, то будешь убедителен – тогда-то и зритель в это поверит.
Маленького зрителя лучше не утомлять длинными текстами
– У вас имеется и опыт режиссерской работы. Как вы открыли в себе такой талант и чем вам, состоявшемуся артисту с именем, этот опыт интересен?

Спектакль «Детский альбом» Чайковского».
- В свое время я окончил Ленинградский театральный институт, а позднее – режиссерское отделение в Московском институте переподготовки работников искусства и культуры. Нужно мне это было, разумеется, совсем не для того, чтобы из актера переквалифицироваться в режиссеры. Просто хотелось понимать режиссерскую точку зрения изнутри, понимать для себя как для актера. И так как-то счастливо сложилось, что то, что мне хотелось воплотить и поставить, театру было действительно нужно. Так и родились мои режиссерские работы: «Жил-был Геракл», «Краса Ненаглядная», «Заяц, лиса и петух», «Самый большой друг», «Сказка про Емелю». Окунувшись с головой в стихию режиссуры, я понял, что очень важно, когда ставишь спектакль, адекватно донести свое видение до актера. А вообще, актерская работа – это для меня самое главное дело, то, без чего я просто не могу себя представить. Я люблю работать куклой, очень люблю кукол. Я обожаю, когда нет текста или когда его очень мало. Кому интересен текст в театре?! Ребенок может взять книгу и прочесть, нафантазировать в тысячу раз лучше, чем актер сыграет. По большому счету на сцене каждые две минуты должно происходить что-то интересное, чтобы маленькому зрителю не было скучно. А уж в том, что детский зритель очень благодарный, сомневаться не приходится. Дети откликаются на каждую придумку. Им не надо ничего разжевывать, они сами всё понимают, обожают шутки и юмор.
– Вы ведь преподаете в Ивановском колледже культуры? Чему бы вам хотелось научить молодежь?
– Совершенно верно. Восемь лет назад в областном колледже культуры впервые за всю его историю открылось отделение «артист театра кукол». Мы с коллегами, Еленой Ивановой и Борисом Новиковым, уже выпустили два курса и, мне кажется, нам есть чем гордиться. Среди выпускников – немало хороших артистов, многие из которых работают в нашем театре. Чему научить? Попытаться передать свои умения. Научить никогда не останавливаться в творческом поиске и творческом росте.