«Если с лифтами ситуация более менее понятна – жители могут заключить договор на обслуживание не с УК, а непосредственно со специализированной лифторемонтной организацией, – то с уборкой подъездов всё гораздо сложнее», – поясняет гендиректор ивановского правового центра «Справедливое ЖКХ» Юрий Огиря.
В минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, значатся «сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков, почтовых ящиков, дверных коробок и ручек; мытье окон…». Эти работы обязательны к исполнению, а их периодичность должна быть прописана в договоре управления, но не реже федеральных нормативов.
Юрист совместного проекта правительства страны и Международного банка реконструкции и развития «Реформа ЖКХ в России» Илья Оспенников утверждает, что, в соответствии с утвержденными санитарными нормами и правилами, уборка в подъезде должна осуществляться в обязательном порядке с определенной периодичностью. Отказаться от данной услуги жители не вправе, а вот потребовать заменить работников, выполняющих ее некачественно, вполне могут. Также жители имеют право потребовать перерасчет за предоставление услуги по уборке подъезда ненадлежащего качества. Для этого нужно письменно обратиться с претензией в адрес управляющей организации. Если реакции не последует, обращайтесь в жилищную инспекцию.
К тому же, по словам Юрия Огири, в нашем регионе уже есть примеры, когда жители сознательно отказываются от предоставления тех или иных услуг управляющей компанией. Они на общем собрании собственников специально прописывают в договоре управления возможность отказа от тех или иных услуг. И суды принимают эту позицию.