Для нашего региона проблема не носит какого-то глобального характера, но всё же некоторые ТСЖ ожидает реорганизация и приведение своей деятельности в соответствие с законом. «У нас очень маленький процент ТСЖ, у которых в управлении находится больше одного дома, – рассказывает руководитель ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Народное ЖКХ» Иван Пименов. – Крупные товарищества есть в основном в районах. Там жители объединились в ТСЖ, отказавшись от услуг неустраивающих их управляющих компаний».
С 1 июля непосредственная форма управления может быть выбрана в домах, где имеется не более 30 квартир. Ранее это было возможно лишь в домах, где 16 квартир и менее. |
Законотворцы аргументировали изменения в Жилищный кодекс тем, что одно ТСЖ порой объединяет до 100 домов, но фактически не управляет ими, а заключает договор управления с УК. При этом многодомовое товарищество может менять управляющую компанию в упрощенном порядке по сравнению с собственниками при отсутствии ТСЖ. То есть товарищества подобного рода по факту существуют фиктивно: под видом ТСЖ, по сути, работают те же самые УК. Они якобы получают повышенную прибыль, но при этом пользуются всеми послаблениями и выгодами, положенными товариществам по закону.
«Никаких особых выгод и привилегий у нас нет, – поясняет бывший председатель ивановского ТСЖ «Учитель-3» Нелли Емелина. – У нас и штата-то как такового практически нет: председатель, бухгалтер да дворник со слесарем на полставки. Все затраты мы обсуждаем на правлении. Сами решаем, что и когда делать, сами собираем деньги, сами ремонтируем...»
Единственная привилегия у ТСЖ (по сравнению с УК), по словам Ивана Пименова, – это отсутствие требований по лицензированию деятельности. «Ведь ТСЖ – некоммерческая организация, – говорит Иван Николаевич. – Зато в отличие от УК, которой собственники ежемесячно платят за содержание и обслуживание дома, иногда непонятно за что, в ТСЖ другой принцип: выявить проблему, посчитать стоимость ее решения, собрать деньги, нанять подрядчиков, принять работу и только потом оплатить».
Тем не менее законодатели считают иначе: для устранения с рынка управляющих компаний, которые работают под видом ТСЖ, и были приняты поправки в Жилищный кодекс. Они, говорят эксперты, позволят оставить честные ТСЖ вне рамок лицензирования и убрать с рынка мошенников. Теперь у ТСЖ, оказавшихся вне закона, есть два способа добровольной реорганизации: признать себя управляющей компанией или разделить многодомные ТСЖ на несколько товариществ, управляющих одним домом.
КСТАТИ |
По информации сайта gosjkh.ru, управление многоквартирными домами в регионе осуществляется 330 управляющими организациями (в том числе 150 ТСЖ), в ведении которых находится более 7141 дома. |
Однако, «нарушители» пока заняли выжидательную позицию. А куда им спешить и зачем паниковать, если норму в закон включили, но никаких механизмов ее реализации пока не принято? Да и трудно сейчас жителям не только сорганизоваться для принятия общего решения, но и найти председателя для ТСЖ своего дома. «У меня муж 15 лет возглавлял ТСЖ «Работников Госторговли», – рассказывает Валентина Еловских. – Хотел отойти от дел: выбрали на собрании молодого и активного. Тот выдержал 10 дней и отказался – очень тяжело. Сейчас нас опять просят вернуться… Никто не хочет брать на себя ответственность и честно работать всего за 7 тысяч рублей. Причем работать круглосуточно».
Эту же проблему подтверждают и статистические данные, которые свидетельствуют: количество ТСЖ в России сокращается. Закрываются ТСЖ, которые были созданы активистами в 90-е годы. Такие организации держались на людях, готовых работать без зарплаты и брать на себя всю ответственность за дом. Если им не находится кадровой замены, то жильцы отказываются от ТСЖ в своем доме.