Педагоги помогают и на перемене
В коридоре центра меня с фотокорреспондентом встречают воспитанники: Глаша, самая младшая девочка с обаятельной улыбкой, рассудительный Володя и тихий Никита. Ребята смотрят на нас с большим интересом, а Володя первым начинает знакомиться, причем спрашивает не только наши имена, но и фамилии. Руководитель Центра социальной адаптации с расстройствами аутистического спектра Анна Егорова поясняет, что его вопрос не просто из любопытства: дети-аутисты всегда и во всём любят порядок, точность и предсказуемость.
В руках педагога звенит колокольчик – это звонок на урок. Тьюторы (специалисты центра, прошедшие специальную подготовку по работе с особенными детьми) сопровождают ребят не только во время учебного процесса, но и на перемене, поддерживая и помогая тогда, когда это нужно. День в группе начинается с так называемого Круга, во время которого ребята вместе с педагогом приветствуют друг друга, выбирают карточки с названиями времени года, месяца, числа, погоды (солнышко, тучки, дождик) и крепят их на магнитную доску. Расписание дня – тоже визуальное. «Сейчас у нас урок, и красная стрелка устанавливается напротив соответствующей карточки, – говорит специалист центра Юлия Ваганова.
Сходить в магазин – тоже часть обучения
Пока мы рассматриваем доску, дети под руководством педагога Любови Щербак из разноцветных салфеток и картонных заготовок делают большой торт на 25-летний юбилей нашей «Ивановской газеты». Салфетки превратились во взбитые сливки, а клей ПВА – в крем, украсила торт поздравительная открытка. (Забегая вперед, скажу, что в редакции торт оценили.)

Мять салфетку – занятие серьезное...
Иногда тьюторам приходится брать детские руки в свои и показывать последовательность действий. За хорошо выполненное задание, чтобы закрепить положительный результат, ребенок получает поощрение. Это может быть просто слово «Молодец!», возможность поиграть на любимом планшете или чтото вкусное.
К концу урока Глаша немного устала и указала на карточку «перерыв». Тьютор в ответ показал на песочные часы, по которым легко определить, сколько осталось до конца урока. «Таким образом специалисты центра уходят от постоянных словесных напоминаний и учат детей социально приемлемому поведению во время учебного процесса, что им очень поможет в массовой школе», – говорит Анна Егорова. На перемене дети моют руки, ориентируясь на визуальные подсказки, и с радостью проходят на кухню, на занятие кулинарией.
«В течение года ребята занимаются по индивидуальным планам, пошагово отрабатывают академические и социально-бытовые навыки. А сейчас лето, поэтому мы больше времени проводим на свежем воздухе, закрепляем полученные навыки в естественных условиях – учимся играть в командные игры по правилам, ходим в магазин, готовим еду. Ребята уже могут порадовать близких, приготовив на завтрак блины или омлет или просто сделав бутерброд», – рассказывает Анна Владимировна.
Каждая парта – за высокими перегородками
Ресурсная группа была создана год назад в рамках одной из программ Центра помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Содействие» при поддержке благотворительного фонда «Выход», мецената и владельца группы компаний O1GRUOP Бориса Минца, Союза женщин России и программы «Дети Ивановской области». В клубе по месту жительства был сделан хороший ремонт, закуплено необходимое оборудование. Здесь есть сенсорная комната со специальными креслами для релаксации, светодиодной подсветкой, тактильными ковриками и прочим, где дети могут отдохнуть от занятий и успокоиться. Есть кабинет для индивидуальных занятий, где каждое рабочее место отделено от других высокими перегородками, комната для групповых занятий, кухня с плитой и посудой.
КОММЕНТАРИЙ |
Светлана НИКИФОРОВА, ведущий специалист департамента образования: - Круглый стол, на котором обсуждалась возможность создания ресурсного класса в одной из школ Иванова, состоялся 29 июня. На нем присутствовали представители департамента, управления образования города, благотворительных фондов (в том числе Губернаторского фонда целевых программ), готовых помогать в создании класса. С тем, что класс нужен, согласились все. Осталось самое главное: воплотить идею в жизнь. Это будет достаточно трудно. Нужны средства на оборудование помещений, на доплату педагогам и многое другое. Кроме того, еще не выбрана школа, на базе которой будет создан класс. |
«Мы первыми в области начали использовать прикладной анализ поведения (английская аббревиатура: АВА), – рассказывает Анна Егорова. – На сегодняшний момент это самый эффективный научный подход при работе с аутистами, основанный на многолетних фундаментальных исследованиях и включающий множество прикладных методик. Многие считают, что дети с расстройствами аутистического спектра необучаемы. Действительно, у них есть проблемы с коммуникацией, восприятием и сенсорной обработкой информации, а также с социальным взаимодействием, но если выстроить качественную работу в структурированной среде с применением прикладного анализа поведения, то эти дети могут учиться в обычной школе. К этому мы и стремимся».
1 сентября вступает в силу федеральный образовательный стандарт для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Перед школами стоит задача создать специальные образовательные условия для таких детей. Ресурсный класс в обычной школе – это уже существующая эффективная модель, апробированная в других регионах (в первую очередь в столицах). В нем должно быть несколько функциональных зон (сенсорная, зона для индивидуальных и групповых занятий, зона учителя). Учиться в ресурсном классе будут дети, которые прошли обучение в Центре социальной адаптации детей с аутизмом. Постепенно, по мере готовности, ребята из ресурсного класса в сопровождении тьюторов будут приходить в регулярные классы. Сначала на несколько минут, потом на целый урок, затем, возможно, кого-то совсем переведут в обычный класс. И пусть особенный ребенок будет старше своих одноклассников, это не так важно. «Самое важное – ресурсный класс даст возможность каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра научиться взаимодействовать с обычными сверстниками, то есть позволит то, что не может дать пока ни одна форма обучения в коррекционных школах», – подчеркивает Анна Владимировна. По ее словам, предварительные договоренности с чиновниками уже есть. Сейчас главное – определить объем финансирования такого класса.