Полководцу принадлежали 300 крестьян
Маленький домик местного краеведа Веры Сажиной стоит в начале улицы Суворова, рядом со знаменитым белокаменным Казанским храмом. Он был заложен в 1793 году и построен два года спустя на средства (пять тысяч рублей) помещика Александра Суворова (вотчина перешла к нему в 1775 году, после смерти отца).
«Отец будущего полководца приобрел Сараево и окрестные деревни в 1771 году, – рассказывает Вера Георгиевна. – Александр Васильевич был в селе три раза: в юности, потом уже известным полководцем и на закате своих лет. Делами имения в его отсутствие занимался мирской староста. После смерти полководца в 1800 году вотчина перешла к его сыну, генерал-лейтенанту Аркадию Суворову, потом ею владел внук генералиссимуса, Александр, сделавший блестящую карьеру».
Внук Суворова был костромским губернатором, генералгубернатором Прибалтийского края, военным губернатором Риги и Санкт-Петербурга.
Известно, что в селе Сараево Плёсской округи и ближних деревнях – Фёдорихе, Симонихе и Михалёве – Александру Суворову принадлежали 169 мужчин и 163 женщины.
Подарил мужикам икону, которую брал в походы
Вера Сажина использует для своих экскурсий многие краеведческие источники, но ее настольной книгой является работа ивановского писателя и краеведа Василия Баделина «Люди и легенды Верхневолжья».

Выдержки из архивных документов о великом полководце.
Сараевских легенд вокруг имени великого полководца немало. Но доказанных фактов всего несколько. К примеру, известно, что в селе не было помещичьего дома и, приезжая в Сараево, Александр Васильевич останавливался в избе старосты – так было и во время его последнего приезда в 1795 году. Уезжая, он подарил крестьянам маленькую икону- складень с именной надписью, которую всегда возил с собой в походах. Она хранилась в Казанской церкви, но после революции 1917 года попала в фонды Ивановского историкореволюционного музея.
Рассказывают экскурсантам и о связанном с селом Сараево документе, который хранится в музее Суворова в СанктПетербурге. В распоряжении от 5 августа 1784 года Александр Васильевич дает указ не брать сараевских крестьян в рекруты, откупаться деньгами за счет других вотчин. Он лично выделял на эти цели 70 рублей на каждого покупного рекрута.
Судя по этому документу, хозяин сараевских душ заботился и о том, чтобы семьи образовывались по православным традициям и в нужный срок: «Невступление в свое время в святой брак есть великий грех». В этом же распоряжении есть и указание, вызывающее сегодня улыбку: «К моему приезду сварить пива и полпива бочонков от трех до четырех, квасу до двух кои зарубить в лед, пиво – сварить к Успеньеву дню, грибов набрать всяко насоля».
Сараевские крестьяне любили своего барина, никто их особо не наказывал и не угнетал. Как говорит Вера Георгиевна, «это был щадящий помещик, бережливый и экономный».
В советское время в храме было зернохранилище
Казанский храм – единственное сохранившееся до наших дней место, где бывал Суворов. До 1956 года здесь был резной золоченый иконостас в стиле барокко, перевезенный после закрытия храма в Преображенский собор Иванова. А в сараевской церкви разместился зерносклад колхоза «Маяк», в алтаре – мельница.

Восстановление церкви, помнящей Суворова, началось в начале 90-х годов.
«Храм был в крайне запущенном виде. Представляете, мусора накопилось до самых окон, – вспоминает Вера Георгиевна. – И всё же мы ставили вопрос о его открытии, и это произошло с помощью спонсоров и безвозмездного труда членов нашей общины. Сегодня хотя бы внешний вид церкви – как в суворовские времена. Но еще много надо сделать для его внутреннего убранства».
Селяне говорят много добрых слов о главном вдохновителе возрождения храма – его сегодняшнем настоятеле отце Петре Сургучёве. Он москвич с двумя высшими образованиями, известный фотохудожник. «Службы проходят по три часа очень эмоционально, батюшка собирает много народу», – рассказывают селяне.
Прихожане до сих пор плачут, вспоминая трагедию, случившуюся более 10 лет назад, когда при пожаре в доме отца Петра погибла его семья. Батюшка теперь живет в Ермолине, но продолжает служить в Сараеве.
Музей пришлось открыть прямо на сцене
Как только храм был восстановлен, в Сараево начали приезжать гости из разных городов области и страны, особенно летом. Люди любуются живописными окрестностями, сохранившимися в глубинке со времен суворовской вотчины. Однажды сюда занесло даже туристок из Японии и Англии. С помощью переводчика они долго беседовали и с батюшкой, и с Верой Сажиной.
В прошлом году к 285-летию со дня рождения Суворова в селе хотели открыть музей в самом старом доме. Но, говорит директор Сараевского клуба Юлия Соколова, выкупивший его плёсский предприниматель больше в селе не появлялся. Собранную к юбилею экспозицию народного быта пришлось открыть прямо на сцене клуба – по ее краям, чтоб не мешала выступать артистам.
В Сараеве с нетерпением ждут гостей и готовы всем желающим поведать о богатой истории села .